Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер

ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ ГОРОДА

За 150 лет своего существования эта площадь не раз меняла свои названия, но всегда оставалась главной площадью города, не только по своему расположению, но и по значению. Возникнув в 1837 г. на генеральном плане города, разработанном В.И. Беретти, она была названа Крещатицкой. В 1876 г. ее переименовали в Думскую, с 1919 г. - в Советскую, с 1935 г. - им. Калинина, с 1976 г. - Октябрьской революции. В 1991 г. она получила свое нынешнее название - площадь Независимости.
Во время Великой Отечественной войны практически весь центр города был полностью разрушен. В 1949 г. началась планомерная реконструкция Киева. Крупнейшим событием тех лет было создание архитектурного ансамбля центра города, включая нынешнюю площадь Независимости и ул. Крещатик
С 1952 г. восстанавливаются, реконструируются и возводятся заново здания, определяющие пространство и границы площади. Это прежде всего здание Главпочтамта (Б.И. Приймак, В.Е. Ладный, З.Г. Хлебникова, Г.М. Слуцкий); его главный протяженный фасад определил и продиктовал построение пропорциональных соотношений элементов архитектуры всех новых зданий, появившихся на площади. За ним были построены жилые дома (В.И. Курыгина, Р.Б. Книжник), гостиница "Москва" (А.В. Добровольский, В.А. Созанский, Б.И. Приймак, М. Милецкий, А.Я. Косенко), консерватория (Л.Б. Каток, Я.Л. Красный).
При формировании центров крупных городов одним из главных их компонентов становится площадь, без которой вообще немыслима жизнь города. Площадь нужна и для развязки транспортных потоков, и для общения и отдыха людей, и как культурный и общественно-торговый центр, т.е. площадь является своеобразным "конструктивно-монтажным" узлом в центре города, а ее архитектурный образ, отражая своеобразие данного города, становится как бы его символом.
До 1970 года площадь Независимости представляла собой транспортный перекресток, развязку магистральных узлов. Автобусные и троллейбусные линии проходили вдоль здания Главпочтамта и участка, занимаемого ныне Домом профсоюзов, а Крещатик с его интенсивными потоками транспорта отрезал часть площади, раскинувшуюся перед гостиницей "Москва".
Маленький фонтан оказался в центре движения машин, направляющихся с ул. Софиевской на ул. Малая Житомирская. При такой организации транспортной схемы пространство площади практически стало недоступным для пешеходов. Столь же неорганизованным было и архитектурное окружение площади, сформированное разномасштабными и разностилевыми зданиями, частично построенными в 50-годы, частично - еще до революции, не представляющими собой никакой исторической или архитектурной ценности. Таким образом, площадь уже не соответствовала своей истинной роли в иерархии площадей столичного города, так как не могла выполнять необходимых социальных, транспортных и эстетических задач главной площади города. Поэтому в 70-е годы возникла необходимость комплексной реконструкции и благоустройства площади.
Основной целью этой реконструкции было создание единого, архитектурно организованного пространства главной площади столицы Украины, соответствующего месту и назначению, роли и содержанию в архитектурно-пространственной композиции Киева.
Что составляет суть главной площади столичного города? Одни считают, что в современном крупнейшем городе главная площадь - это в основном сложная транспортная развязка, для других - это средоточие административных, общественных и торговых зданий, привлекающих массы горожан, третьи основное значение главной площади видят в проведении на ней парадов, демонстраций и народных гуляний.
Однако исторический опыт показывает, что в старых городах площади служили главным образом целям непосредственного общения людей. На соборную площадь горожане шли не только для того, чтобы "посетить храм господен", но и чтобы "людей посмотреть и себя показать", узнать новости, пообщаться со знакомыми. Площади использовались для оглашения указов, для городских сходок, на них вершился "всенародный суд". И авторы реконструкции площади (А.В. Комаровский, Г.С. Кульгицкий, В.М. Шарапов, А.П. Зибин, В.С. Коваль, Ю.И. Лотоцкий, удостоенные государственной премии СССР) приняли решение: главная городская площадь и сегодня должна быть местом массового общения людей. В этом и состоит важнейшая социальная функция, определяющая ее архитектурно-пространственное решение.
Отсутствие точных сведений о расположении действующих, проложенных еще в довоенное время коммуникаций, археологические остатки древних Печерских ворот, обнаруженные в процессе строительства площади, и многое другое - все эти "неожиданности" требовали срочного решения весьма сложных задач. Так родилась идея создания подземного архитектурно-археологического музея, потребовавшая не только перепланировки подземного перехода, но и переосмысливания его назначения. К сожалению, из-за нехватки средств осталось нереализованным предложение авторской группы по использованию подвалов бывшей Думы, расположенных в центре площади, где под землей должен был разместиться общественно-торговый центр с кафе, магазинами, кинотеатром.
Началом реконструкции площади стало строительство в 1978 г. Дома профессиональных союзов на углу площади и Крещатика. Благодаря принятому стилю архитектурных форм, масштабу здания, его пластическому и цветовому решению оно органично вписалось в общий характер застройки послевоенного Крещатика.
Следующим этапом реконструкции площади было строительство в 1983 г. жилого дома между улицами Михайловской и Костельной и гостиницы "Красная звезда". Эти два сооружения замкнули полукружьем застройки правой части площади и подчеркнули ее осевое, симметричное решение. Для достижения архитектурного единства с построенными ранее зданиями авторы тактично повторили принципиальную схему их объемов, членений фасадов, хотя к трактовке деталей они, естественно, подошли по-новому.
Особое место в формировании общего композиционного решения площади занимает ее функциональное зонирование - на общественно-государственную, общественно-массовую и торгово-транспортную зоны. Оно было осуществлено в два этапа: левая часть площади - в 1976-1978 гг., правая - в 1978-1981 гг.
Решенная в торжественном, официальном, строгом стиле левая часть площади сохраняет естественный рельеф, ниспадая от здания гостиницы "Москва" к Крещатику системой небольших террас. Функциональным и композиционным ядром ее служил монумент в честь Великой Октябрьской социалистической революции (демонтирован в 1993 г.). Сегодня в Украинском доме открыта выставка проектов нового монумента.
Организация поверхности площади путем террасирования естественного рельефа, при котором каждая терраса имеет свое функциональное назначение и пластическое решение, позволила создать полноценное и интересное архитектурно-организованное пространство. Нижняя терраса является общественно-политическим центром города. В праздничные дни здесь устраиваются народные гулянья. Пластическое решение фонтана-каскада создает как бы переходный мост от строгого характера площади у монумента к аванплощади перед консерваторией, носящей менее официальный характер. Построение водных каскадов обусловлено рельефом данного участка.
Создание единой композиции площади Независимости потребовало объединения левой и правой ее частей в одну. Строительство огромного по площади подземного перехода через ул. Крещатик (3200 м2) с его маленькими магазинчиками, кафе, выставками не только удобно соединило две противоположные части площади и позволило организовать выход из станции метрополитена в наиболее удобном для пассажиров месте, но и обеспечило обслуживание населения, создало определенный микроклимат для человеческого общения, сохранило масштаб, присущий киевской городской застройке.
Подземные переходы вместе с наземными учреждениями обслуживания (магазинами, рестораном, кафе, остановками троллейбусного транспорта) образуют единую общественно-торгово-транспортную зону площади.
Создание развитого подземного пространства - лишь часть реконструкции транспортной схемы площади. Перед авторами стояла задача освободить площадь от транспортных потоков, при этом, не ухудшая, а улучшая ее транспортное обслуживание. Сложность этой задачи заключалась в том, что площадь занимает ключевое положение в транспортной схеме всего города: она лежит на пересечении основных транспортных артерий, связывающих старокиевскую часть города с Печерском, центральную часть города с Подолом.
Для того чтобы сохранить основную идею архитектурно-пространственной композиции площади - площадь для человека, а не для машины - и создать пешеходную зону, выполняющую функцию массового общения людей, авторы отказались от одного проезда и убрали с площади остановки троллейбусов в направлении Львовской площади.
Значительная роль в общем композиционном решении площади отводилась благоустройству ее поверхности, которая рассматривалась как самостоятельная архитектурная тема. Каждая зона площади (отдыха, общения и т.п.) выделена присущими ей архитектурными формами, мощением и др. Малые архитектурные формы, выходы из подземных пространств, вентиляционные решетки, светильники гармонично увязаны друг с другом и с окружающей средой по стилю, форме, материалу и цвету. Замощение площади выполнено из мелких фигурных бетонных блоков, создающих впечатление коврового покрытия, основным элементом которого является большой многоструйный фонтан "Дружба народов". Со стороны Крещатика к нему подводят шесть малых фонтанов, вокруг которых созданы уютные места для отдыха. Здесь много зелени - наряду с традиционными каштанами посажены декоративные фруктовые деревья. Сверкающие струи фонтана, полированный гранит, зелень газонов и цветы - все это создает настроение праздника и радости. Впечатление усиливается в вечерние часы, когда подсвеченные изнутри фонтаны превращаются в хрустальные каскады.
Все это делает площадь Независимости любимым местом и жителей, и гостей столицы Украины. С раннего утра и до ночи площадь живет полнокровной жизнью. На ней проводят свой досуг массы киевлян и туристов, любуясь подсвеченными струями падающей воды, слушая музыку большого светомузыкального фонтана. На площади проводятся массовые манифестации, праздничные гуляния, концерты мастеров искусств. Здесь устанавливается и главная новогодняя елка города.
В 1996 г. площадь пополнилась еще одним монументом - верстовым столбом. Теперь с точностью до километра можно узнать расстояние от Киева до 188 столиц мира. Сделанную из каррарского мрамора колонну венчает скульптура архангела Михаила - покровителя Киева.

Н. Зенькович, кандидат архитектуры

бюллетень «Янус Нерухомiсть» № 17, сентябрь 1996 года
27-02-2012

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Купувати майнові права на об'єкт, який буде збудовано у майбутньому, - це завжди ризик Два роки тому газета "Все про бухгалтерський облік" уже розповідала[1] про реєстраційну реформу, метою якої було значне спрощення набуття громадянами прав власності на нерухоме майно. Про...  подробнее 13.11.2018 15:45
 
Украинцам придется платить за коммуналку соседей: чем аукнется новый закон Украинцы должны платить за воду не только по показателям квартирных счетчиков, но и за домовые потери. И если в подвале течь или кто-то незаконно подсоединился к трубе, а у соседей -...  подробнее 07.11.2018 14:14
 
Чиновники зможуть розпоряджатися власністю селян . Запропоновані законопроектом №9140 зміни мають на меті відкрити для чиновників доступ до власності людей, вважає президент Нотаріальної палати України. Чиновники зможуть розпоряджатися власністю селян, -...  подробнее 31.10.2018 10:36
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010