Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер

История Десятинной церкви.

В древнейшей части Киева на Старокиевской горе в X в. князь Владимир построил новый город. От самого города Владимира сейчас ничего не сохранилось, о нем напоминает лишь выложенный из кирпича план-фундамент первой каменной церкви Десятинной, построенной в честь принятия христианства на Руси. Это примечательное государственное событие открыло новый этап в истории Древнерусского государства.
Приблизительно в 980 году летописец отмечает: «Став единовластным хозяином Киева и всей страны, Владимир наметил широкую программу государственных преобразований, среди которых самым важным было введение христианства». В 988 году Владимир окрестил Русь и христианство провозгласил единственной религией всей страны. Вместе с уничтожением языческих богов князь повелел строить церкви на тех местах, где раньше стояли их кумиры. В центре своего города Владимир Святославич построил первую на Руси каменную церковь и посвятил ее Пресвятой Богородице, культ которой был широко распространен на Руси.
Как свидетельствует летопись, Владимир поставил настоятелем Анастаса Корсунянина. Церковь роскошно украсили иконами, драгоценными сосудами и крестами, которые Владимир доставил из Корсуня (Херсонес). Огромное для того времени сооружение строили греческие мастера. В 996 году церковь была уже готова и торжественно освящена. В тот же день на княжеском дворе по этому случаю состоялся большой праздник. Специальным церковным Уставом Владимир пожаловал церкви Богородицы одну десятую часть своих доходов - «десятину», откуда церковь получила название Десятинной. За большое количество мраморных украшений ее еще называли «мраморной». Это был большой собор, купола которого поднимались над сооружениями детинца и Подола, их было видно из Заднепровья с далекого расстояния. Вокруг Десятинной церкви были расположены княжеские дворцы, дворы и хоромы киевской знати, которые составляли с ней единый архитектурный ансамбль. Перед Десятинной церковью было поставлено четыре скульптуры лошадей, привезенных Владимиром из Корсуня.
Десятинная церковь всегда была среди киевлян символом главного христианского храма. После пожара 1017 года она была восстановлена князем Ярославом Мудрым и освящена вторично при митрополите Феопемпте в 1039 г. Ее роль как главного культового центра не уменьшилась даже после постройки Софийского собора. Здесь проходили торжественные церемонии, хоронили князей. Из летописи известно, что в 1044 г. в Десятинной церкви были перезахоронены князья Ярополк и Олег, погибшие в междоусобицах в 70-е годы X в., в 1078 г. здесь был похоронен сын Ярослава Мудрого Изяслав, в 1093 г. - князь Ростислав Мстиславович. Летописец упоминает и о том, что князь Владимир положил в Десятинной церкви мощи святого Климента - папы Римского, которые Владимир привез из Корсуня. Князь похоронил здесь и «свою благоверную супругу греческую царевну Анну, которая утвердила его на пути спасения, и сам возлег на вечный покой под сенью той же церкви». Великий князь киевский отошел в небытие 15 июля 1015 года в Берестово. По старому обычаю его тело на санях перевезли из Берестово в церковь святой Богородицы и положили в мраморный гроб. На похороны князя Владимира сошелся весь Киев.

Софийский собор - первый украинский памятник архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото с сайта www.kievtown.net
Первая каменная церковь на Руси простояла недолго, а судьба ее была трагической. В декабрьские дни 1240 г., когда в Киев ворвались монголо-татары, Десятинная церковь служила последним рубежом героической обороны города. Как рассказывает летописец, храм был наполнен людьми, которые сбежались сюда, спасаясь от орды, со своим имуществом. От ударов стенобитных машин, применяющихся монголо-татарами при штурме города, каменные стены церкви рухнули и похоронили под собой последних защитников Киева. Люди, которые были в церкви, запрятали там свои сокровища. При археологических раскопках под фундаментами Десятинной церкви найдено глубокую яму (тайник), на дне которой лежало много драгоценных вещей из золота и серебра, ткани с золотыми нашивками, кости людей и животных. Под северной стеной найден ход, в котором были две лопаты, ведра и куча веревок возле них. Очевидно, что с помощью этих приспособлений люди вытаскивали на гору землю, чтобы прорыть ход в сторону Киевской горы и спастись. Но стены и своды при крушении завалили тайник с людьми, которые не успели осуществить свой безнадежный замысел.
Руины Десятинной церкви в кучах щебенки, кирпича и камней стояли вплоть до первой половины XVII в. В таком виде застал ее митрополит Петр Могила. Определяя огромное значение для православия этой древнейшей святыни Киева, Петр Могила, как писал составитель «Патерика Печерского» митрополит Сильвестр Косов, «Приказал Десятинную церковь Пресвятой девы выкопать из мрака земного и открыть дневному свету». Итак, в 1635 г. руины Десятинной церкви были раскопаны. Следует отметить, что это были первые раскопки на территории Киева. За 400 лет, прошедших со времени разрушения Десятинной церкви, она была засыпана землей и представляла собой, по выражению иеромонаха Афанасия Капьнофойского «могильные холмы». Из-под развалин было видно только юго-западную часть древней церкви. Перед тем, как начать строительство новой церкви, Петр Могила расчистил площадь от строительного мусора и провел раскопки той части Десятинной церкви, которая уцелела.
Известно, что Петр Могила нашел и место захоронения Владимира и его жены. Он обратился к царю Михаилу Федоровичу с просьбой сделать новый мраморный саркофаг для князя Владимира. Этот саркофаг Могила планировал перенести в Софийский собор. Но его просьбу царь оставил без внимания, и мощи св.Владимира, за исключением некоторых частей, перенесенных в Киево-Софийский собор и Киево-Печерскую лавру, а также Успенский собор Москвы, остались под Десятинной церковью, где только в 1843 г. появилось надгробие о том, что там покоится Владимир и его жена Анна.

Успенский собор в Москве - место коронации русских государей.
Фото с сайта www.russiancity.ru
После завершения раскопок Петр Могила построил в юго-западной части древнего сооружения небольшую церковь, использовав для этого одну южную стену, которая уцелела от разрушенной Десятинной церкви. Она была небольшой по размерам, и, хотя занимала «едва десятую долю прежнего пространства, именовалась однако же Десятинною» - как писал Н.Карамзин в своей «Истории государства Российского». Церковь еще называлась Николаевской от образа святителя Николая, который был установлен в ней. Так она иногда называлась даже в городских актовых бумагах.
Однако церковь не была реставрирована полностью, как это задумал Петр Могила, хотя он даже выделил на ее восстановление тысячу золотых.
Церковь была завершена только в 1654 г., когда в Киев вошел московский гарнизон. В это время она была расширена, к ней пристроена деревянная трапезная, а также придел святых апостолов Петра и Павла. Как свидетельствует киевская смета государственной сокровищницы 1654 г., с этого времени в церкви проходили богослужения.
В конце XVIII в. архитектурные памятники Киева притерпели крупные разрушения, причиной которых стала перестройка киевской крепости. Исчезли под землей остатки многих церквей, пострадала и Десятинная Могилянская церковь. В 1758 г. церковь была отремонтирована на средства монахини Флоровского монастыря Нектарии Долгоруковой, урожденной княгини Шереметьевой, жены князя Долгорукого, бывшего царского любимца, который был позднее казнен при императрице Анне Иоанновне. Во время реставрации были обнаружены две мраморные доски. Тогдашний священник этой церкви ничего не сказал митрополиту о находке, и интересная достопримечательность вновь была засыпана землей. Кроме того, было уничтожена уникальная греческая надпись, которую Петр Могила нашел во время раскопок. Но и после ремонта церковь Петра Могилы занимала лишь юго-западную часть древней Десятинной церкви. Вокруг нее еще в начале XIX в. лежали руины.

Киевская крепость - самая большая земляная крепость Европы и вторая по величине в мире.
Фото с сайта www.starozhitnosti.kiev.ua
С конца первой четверти XIX в. в Киеве разворачивается активная археологическая деятельность, которая привлекает внимание не только ученых, но и широкий круг интеллигенции. 20 июля 1824 года правительство Николая I через Министерство внутренних дел объявило «высочайшее повеление об отыскании, раскрытии и возобновление местных древностей». Председателям губерний предписывалось: «... войти в сношения с частными лицами и приличным образом просить их о содействии в сих полезных открытиях, поставляя в обязанность губернского и городского архитекторов, чтоб по мере открытия сих древностей планы их и фасады аккуратно были составляемы». Руководствуясь «высочайшим повелением», назначенный в 1822 г. на киевскую митрополичью кафедру Евгений Болховитинов, известный своими работами в области древнерусской письменности и археологии, поручил киевскому археологу-любителю отставному чиновнику Кондрату Лохвицкому открыть фундаменты Десятинной церкви, что и было сделано в 1824 г. План церкви, опубликованый митрополитом Евгением в марте 1825 г. в «Отечественных записках», не давал никакого представления о типе здания. По словам митрополита Евгения, «народ, многочисленными толпами стекавшийся к этой раскопке, хватал мозаику, обломки мрамора, яшмы и разные мелкие камни. Серебряники вправляли эту мозаику и камешки в золотые и серебряные крестики и продавали народу ... и рассылали по России. Пришлось на зиму испрашивать у гражданского начальства караул и оградить церковь тыном». Работа по изучению Десятинной церкви так и не была завершена.
В 1826 г. Академия художеств отправляет в Киев архитектора Н.Е.Ефимова, который провел более тщательные раскопки церкви и сделал новый план, который был опубликован в 1829 г. Он был более близок к плану древнего храма, что подтвердилось последующими раскопками. Но ни один из этих планов не был использован для построения новой церкви. По приказу Николая I строительство было поручено архитектору В.П.Стасову, проект которого и был «высочайше утвержден».
Новая Десятинная церковь строилась с 1828 по 1842 гг. Часть стен древнего храма была уничтожена полностью, а на сохранившихся фундаментах южной и восточной стен было возведено здание, не имевшее никакой ценности как архитектурный памятник. Оно почти на 100 лет похоронило под собой остатки уникального памятника древнерусской архитектуры.
19 июля 1842 года состоялось торжественное освящение церкви митрополитом киевским Филаретом, архиепископом Волынским Никандром и бывшим смоленским Иосифом в присутствии генерал-губернатора Бибикова и всей власти гражданской и военной. В честь этого события «государь-император Николай Павлович пожаловал в новую церковь орденскую соборную ризницу, украшенную Владимирскими крестами, повелел ежегодно отпускать на ее поддержание по 600 рублей».
После раскопок Лохвицкого и Ефимова обширные исследования Десятинной церкви развернулись почти через 90 лет. Раскопки начались в 1908 г., проводила их археологическая комиссия под руководством Д.В.Милеева на северной и восточной участках Десятинной церкви. В том же году Милеев пишет письмо в Санкт-Петербург профессору Б.В.Фармаковскому о результатах раскопок: открытие рва от фундамента и трех апсид древней церкви, а также многочисленные находки черепков, обломков фресок, золотых и серебряных изделий.
Раскопки Милеева продолжались вплоть до 1914 года, когда неожиданная смерть археолога прервала их. Хотя Д.В.Милеев мог провести раскопки только той части Десятинной церкви, которая находилась за пределами новой, в результате проведенных работ было найдено большое количество строительного материала - щебня, шифера, известняка, фрагментов каменных деталей, плинфы, что позволило получить ценные сведения о строительной технике Десятинной церкви. К большому сожалению, значительная часть материалов во время раскопок 1908-1914 годов исчезла. Результаты работ Д.В.Милеева остались неопубликованными.
В 1918 году во время обстрела Киева 15 января частями красной гвардии Сергея Муравьева Десятинная церковь значительно пострадала. В акте осмотра архитектурных памятников Киева в составе Д.М.Щербаковского и Ф.Л.Эрнста после бомбардировки города отмечалось: «Десятинная церковь, Стасовская постройка 30-х гг. XIX века, также значительно пострадала от бомбардировки. Всего в усадьбе церкви упало 11 снарядов».
После российско-украинской войны 1918-1920 гг. и установления в Украине советской власти в 1920 г. по постановлению Всеукраинского Центрального Исполнительного комитета (ВУЦИК) Десятинная церковь была закрыта для Службы Божьей и передана вместе с прилегающей исторической частью древнего города на горе в Областную инспектуру охраны памятников культуры.
Примерно в 1930 году Археологический комитет Украинской Академии наук разрабатывал планы преобразования эклектического строения церкви на архитектурный музей, где были бы экспонированы объекты из археологических раскопок Верхнего города. Но этим планам не суждено было осуществиться. В 1935 г., когда началась реконструкция столицы Украины, церковь XIX в., как сооружение без какой-либо художественной ценности, была разобрана. Это дало новые возможности дальнейшего археологического исследования древней достопримечательности, которая более 100 лет находилась под Стасовской церковью. В результате раскопок Десятинной церкви, которые проводились Киевской археологической экспедицией под руководством М.К.Каргера в 1938-1939 годах, была открыта вся площадь древнего сооружения за исключением апсид и северной стены, раскопанных еще Д.В.Милеевым.
Раскопки 1938-1939 гг. дали исключительно ценные материалы для реконструкции плана, архитектурного облика и убранства Десятинной церкви. Фундаменты были ленточными, составленные бутовой кладкой на известняковом с примесями цемянки растворе. Под всеми фундаментами были уложены деревянные лежаки. Стены церкви были выложены из кирпича - плинфы.
Тщательные исследования, которые проводились в разные годы, начиная с 1908 г., позволили реконструировать план церкви лишь в общих чертах, потому что значительная часть древних фундаментов была уничтожена еще в начале XIX в. Поэтому представить, какой церковь была снаружи, трудно. Многие вопросы ее реконструкции остаются невыясненными. Можно лишь сказать, что это был крестово-купольный храм с тремя нефами, окруженный галереями, с несколькими помещениями, возможно, еще и с двумя башнями с западной стороны. Завершался он, очевидно, несколькими куполами.
Археологические находки, обнаруженные при раскопках, свидетельствуют о богатом внутреннем и внешнем убранстве Десятинной церкви. Внутри стены были расписаны фресками, а центральная часть, прежде всего алтарь, украшалась мозаиками, мозаичные полы были выложены из различных пород мрамора, разноцветной смальты, шифера. Внутреннюю роскошь храма подчеркивала и его драгоценная утварь: вещи из бронзы, золота и серебра.
Десятинную церковь, которая служила образцом многих древнерусских сооружений, постигла трагическая участь. После разрушения ее монголо-татарами вместе с архитектурными формами, от которых идет родословная древнерусской архитектуры, погибли уникальные мозаики и фрески, которые могли бы рассказать о первых шагах изобразительного искусства Древней Руси.
От мозаик, которые украшали церковь, остались только камни и кусочки смальты, от фресок - только некоторые фрагменты, дающие основание высказать лишь некоторые гипотезы о характере изображений и школах, где приобретали мастерство их создатели.

Н.Будзинская (Музей истории Киева)
бюллетень «Янус Нерухомiсть» № 8, апрель 1998 года

13-03-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Артема, 46 (бывшая Львовская, 44). Этот двухэтажный, с полукруглой террасой-верандой в центре фасада особняк стоит необычно свободно среди остальной плотной застройки соседних кварталов, высоко поднятый над уровнем улицы и отнесенный дальше от «красной линии». История этой усадьбы...  подробнее 17.09.2013 11:18
 
Особняк на Павловской, 9. Это одноэтажное с подвалом каменное сооружение, вероятно, в начале 90-х гг. XIX в. и принадлежало почетному гражданину Василию Яковлевичу Удовенко /1853-1908/. В архивном деле Киевского общества взаимного кредита есть описание дома, составленное в 1892...  подробнее 11.09.2013 16:18
 
Инженер Николай Максимович. Проектированием и строительством большинства зданий в старом Киеве занимались воспитанники двух специализированных вузов: Императорской Академии художеств в Петербурге и Петербургского института гражданских инженеров . Но по тогдашнему законодательству...  подробнее 09.09.2013 13:27
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010