Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер

Киевские зодчие. Эдуард Брадтман.

Среди киевских архитекторов чьё творчество и деятельность имели заметное влияние на формирование развития города на рубеже ХIХ-ХХ вв., был и Эдуард Брадтман. Его собственные наработки не поражали численностью, но почти всё им сделанное до сих пор является украшением Киева - благодаря ясности композиционного замысла, четкой функциональности и высокому художественному вкусу.
Эдуард Петрович Брадтман родился 21 января (4 февраля) 1856 г. в Санкт-Петербурге. В 1878 г. окончил курс наук Императорской академии художеств. Впоследствии (1886 г.) получил звание классного художника третьей степени. Это равнялось гражданскому чину XIV класса - самому низкому, но классным чиновником Брадтман не был, по крайней мере, до 1910 г. Можно предположить, что обучение и становление Брадтмана как архитектора должно было бы идти не просто - получение профессионального звания в тридцатилетнем возрасте совпало с одним из первых известных киевских работ архитектора: это довольно скромный жилой дом на два этажа по ул. Львовской, 22 - скорее похожий на обычный «образцовый» проект, чем на оригинальное собственное произведение. В 1895 году Э.Брадтман вместе с В.Городецким принял участие в большом градостроительном проекте, осуществляемом под общим руководством Г.П.Шлейфера, - план и развитие бывшей усадьбы профессора медицины университета Св. Владимира Ф.Ф.Меринга. Основанное для этого Киевское домостроительное общество выкупило у наследников Меринга всю усадьбу, которая лежала в пределах Крещатика, Банковой и, частично, Институтской и Лютеранской улиц. Это огромное поприще было разделено на кварталы четырьмя новыми улицами - Николаевской (теперь - Архитектора Городецкого), Ольгинской, Меринговской и Новой, а на засыпанном пруду возникла Николаевская площадь (ныне - площадь Ивана Франко). Вдоль новых улиц нарезали 18 мелких усадеб, мерой в 300-1000 квадратных саженей (соответственно, 1365,6 - 4552 кв.м), с выездами на соответствующие улицы - новые и старые. Часть участков общество оставило за собой, остальные продало под застройку различным учреждениям и частным лицам. К осени 1897 г. начало Николаевской улицы, которое приобщалось к Крещатику, уже было сплошь застроенно громадными, как на тогда, трех-четырехэтажными домами, которые сразу же создали единый совершенный ансамбль, задали определенный ритм для дальнейшей застройки.
Лично Брадтман принял участие в проектировании и сооружении ряда домов на этих новых улицах. По тогдашней практике, архитектор мог быть не только автором проекта, но и осуществлять непосредственный надзор и руководство строительством дома. Довольно часто эти последние функции выполнял не автор проекта, а другой специалист, который мог вносить по ходу работ некоторые изменения, иногда весьма существенные, таким образом становясь соавтором. Именно так по проектам Г.Шлейфера архитектор Э.Брадтман руководил сооружением театра «Соловцов» (ныне театр им. И.Франко) на Николаевской площади в 1898 г., гостиницы «Континенталь» на Николаевской, 5 (1897 г.) и доходного дома Л.Б.Гинзбурга на Николаевской, 9 (1901 г.). Все эти сооружения были возведены в стиле неоренессанс, имевший распространение в Киеве и всей Европе того времени. Современники резонно гордились новостройками, которые, бесспорно, украсили Киев и были отмечены на Сельскохозяйственной и промышленной выставке 1897 г. в Киеве.

Первый в Киеве 6-этажный дом, заложенный весной 1900 года в усадьбе Л.Б.Гинзбурга.
Фото с сайта www.all-pages.com
Так, большой доходный дом Л.Б.Гинзбурга на ул. Николаевской, 9, увенчанный когда-то тремя огромными куполами, украшен скульптурами слишком обильно, видим здесь и античных богов, и химер, и архитектурные детали, характерные для стиля неоренессанс. Но, помимо чисто архитектурной выразительности, дом представлял собой наглядную рекламу возможностей строительной конторы Л.Б.Гинзбурга - владельца сооружения. Так же рекламировалось качество строительных работ, надежность конструкций: ведь двухэтажные магазинные витрины были надежно перекрыты сплошными балками без промежуточных опор, а над ними - еще четыре этажа дома. Магазины арендовала мебельная фирма братьев Кон. Это тоже было выгодно: ведь в новом квартале была насущная потребность в мебели. С промежуточной площадки центральной парадной лестницы был переброшен ажурный мостик к верхней усадьбе по Институтской улице, где впоследствии вырос двенадцатиэтажный киевский «небоскреб» того же Л.Гинзбурга.
18 марта 1898 г. Э.Брадтман обратился к киевскому городскому голове с просьбой о назначении на должность третьего городского архитектора с должностным окладом 1200 руб. в год, поскольку большой объем работ по развитию Киева был уже велик для двух работающих на этом посту архитекторов. В то время, как видно из архивных документов, Э.Брадтман был архитектором при Киевском городском кредитном обществе, а также техником при Приказе общественной опеки. Жил на Институтской, 30 (старая нумерация). Просьба была удовлетворена. С назначением третьего городского архитектора, член городской управы архитектор Н.Н.Казанский в марте 1898 г. предложил распределить между городскими архитекторами занятость по определенным участкам города. Так фактически появились сто лет назад «районные» архитекторы. Брадтману достались Подольский и Плоский участки. В должности городского архитектора Э.Брадтман находился вплоть до 1919 г. На время его работы приходится значительная доля развития города - и как практика, и как руководителя.
7 ноября 1900 года умер киевский городской голова, действительный статский советник, профессор Киевской духовной академии, литератор и уважаемый в Киеве человек - Степан Михайлович Сольский (1835-1900). Его похоронили на 9-м участке Лукьяновского кладбища, а проект мавзолея сделал городской архитектор Э.Брадтман. Эта небольшая кирпичная постройка в 1994 г. была переоборудована на временную кладбищенскую часовню для служб по покойниках.
С апреля 1903 года Э.Брадтман преподает архитектуру в Киевском художественном училище, которое находилось на Бульварно-Кудрявской, 2. Основателем и первым директором училища был известный киевский архитектор В.Николаев, а среди преподавателей-архитекторы И.Николаев (сын), В.Рыков, художники В.Менк, А.Мурашко, И.Дядченко, И.Макуха-Макушенко, О.Натансон, скульпторы Ф.Балавенский, Э.Сала. С 1914 г. директором училища стал художник Ф.Кричевский.
С 1916 года Э.Брадтман жил в полуособняке по ул.Осиевской, 6, на Лукьяновке, которая была тогда центром многих представителей киевской трудовой интеллигенции.
Одной из лучших авторских работ Э.Брадтмана стал киевский цирк, построенный в 1898-1903 гг. на Николаевской, 7. Современники записывали: «Фасад дома цирка украшен в изысканном новом стиле (Style moderne)». На сооружение цирка, принадлежавшего как частная собственность известному в Киеве аристократу-спортсмену Петру Сильвестровичу Крутикову, было потрачено 325 000 руб.

Фасад здания цирка Крутикова ("Гиппо-Палас") на Николаевской улице в Киеве (1910 г.).
Фото с сайта www.oldkyiv.org.ua
Действительно, цирк Крутикова, названый величественно латынью «HIPPO-PALACE», то есть, конский дворец, был крупнейшим в Украине и одним из лучших в империи. Зал на 200 мест перекрывал застекленный металлический купол диаметром 33,6 м. Дом имел три этажа, на первом содержались кассы, вестибюль, гардеробы, с вестибюля широкая лестница с двух сторон вела в зал. Здесь было применено много технических новинок: трансформация арены и частично зала - это позволяло за три часа переоборудовать зрительские помещения под концерты и феерические представления. Здание было оснащено центральным отоплением, электричеством, новейшей вентиляцией. Совершенная акустика (ведь усилителей звука не было) удовлетворяла и исполнителей, и слушателей. Конструкция купола учитывала специфику цирковых представлений. Это сооружение ознаменовало новую эпоху в развитии архитектуры такого назначения.
Как отмечал историк архитектуры В.Ясиевич, именно Брадтман первым нарушил общую неоренессансную тенденцию и смело выступил с проектами в стиле модерн. Как раз в здании цирка Брадтман достиг наивысшей виртуозности владения формами модерна. На первый план выступили форма и линия, фактура материала. Центральная часть фасада имела параболическое завершение над большим витражным отверстием со стальной рамой, выполненной в относительно тонком гнутом металле. Типичные для модерна верхние окна, легкая орнаментация и декор ограждения зрительно облегчали плоскость стены и делали весь фасад выразительным, легким и изящным. Здание цирка известно в истории Украины тем, что здесь 29 апреля 1918 года состоялось избрание гетманом Украины П. Скоропадского. А 24 сентября 1941 года здание цирка было взорвано - на пятый день оккупации Киева немцами. Тогда же сгорела вместе с Крещатиком и вся Николаевская улица. Несмотря на серьезные повреждения, причиненные огнем, после войны были восстановлены соседние с цирком здания, построенные под наблюдением Э.Брадтмана конторой Л.Б.Гинзбурга полвека тому, - сказалась совесть старых строителей. Но цирк, уничтоженный взрывом, восстановлению уже не подлежал. На его месте построили первый в Киеве широкоформатный кинотеатр «Украина» (1964 г.) достаточно невыразительной архитектуры.
Следующим успехом в творчестве Э.Брадтмана стал особняк инженера С.Аршавского, возведенный в 1907 г. на углу улиц Лютеранской и Банковой. Здесь автором был повторен тот же композиционный прием, что и на фасаде цирка: параболическое завершение, расчлененное двумя вертикалями, представленными четко, выпукло и выразительно, и тройное окно, а еще - большой женский маскарон с каштановыми листьями над лбом. Открытая кирпичная кладка, бетонные детали, рваные и полированные камни, просвечивающее (когда-то) металлическое ограждение сада и такого же рисунка створки кованых ворот придали особняку совершенный, выдержанный в стиле модерн вид. Инициалы владельца сохранились на фасаде.

Один из самых красивых частных особняков в Киеве - Дом плачущей вдовы, построенный в 1907 г. архитектором Эдуардом Брадтманом.
Фото с сайта www.kiev.globalinfo.ua
Следующей известной работой Брадтмана должна стать школа им. Сергея Грушевского на ул. Кирилловской, 164, спроектированная им по поручению городской управы. Уже были возведены стены первого этажа с трехцентровыми окнами, когда же сын завещателя профессор М. С. Грушевский добился согласия управы на отделку фасадов в украинском стиле, и в дальнейшем эти работы велись уже за срочно переработанным проектом, выполненным архитектором В.Кричевским. Отделка фасадов и вестибюля датируется 1910 годом. Следовательно, не всегда произведения Брадтмана, как и каждого архитектора вообще, бывали удачными или нравились заказчику.

Здание училища им. С.Грушевского. Рис. В. Чепелика.
Фото с сайта www.2000.net.ua
6 февраля 1910 года неклассный чиновник Э.П.Брадтман был «всемилостивейше пожалован» орденом Св. Станислава вместе с коллегами, городскими архитекторами И.Николаевым и А.Кривошеевым. Занимая должность городского архитектора, Брадтман имел, конечно, возможность выбора и для себя интересных или выгодных заказов. Уже были доходные дома, театр, цирк, особняк, мавзолей. Следующими, после 1910 г., стали больницы.
В 1911 г. по проекту Брадтмана построен хирургический корпус известной киевской больницы, основанной купцом Ионой Зайцевым, - на Кирилловской, 63. Фасад этого здания отмечается рациональной простотой и не лишен, впрочем, определенной гармонии.

Современный вид старого хирургического корпуса больницы Зайцевых в Киеве.
Фото с сайта www.primetour.ua
Несравненно артистичнее построена больница евангелической общины на Новопавловской (теперь Юрия Коцюбинского, 9). Автором проекта был австрийский архитектор Кольман, а надзор за строительством в 1913 году осуществлял Э.Брадтман (ныне Бассейная центральная клиническая больница, так называемая - «Водников»).
С 1912 г. Э.Брадтман вместе с архитекторами В.Городецким, И.Николаевым, художниками А.Мурашко и С.Светославским, был членом комиссии «О красоте города». Жаль, что эта городская традиция подзабыта.
Последняя из известных, вероятно, авторских работ Брадтмана - собственный полуособняк на Осиевской (теперь - Герцена, 6). Авторство является предположением, поскольку кроме факта проживания и владения этой усадьбой, можно видеть разве что некоторые стилистические черты, приближающие архитектуру фасада особняка к фасадам евангелической больницы: та же штукатурка, черты необароковых очертаний и сдержанных украшений.
Один из малоизвестных проектов Брадтмана - новый контрактовый дом в Киеве, разработанный в неонациональном стиле, с симметричным фасадом и башней в центре.
Из архивных источников следует, что в июне 1918 г. украинское военное общество «Батьківщина» обратилось в городскую управу за разрешением создать театр на Прорезной, 19 (сейчас - 17), но городской архитектор Э.Брадтман 22 июня того же года отказал просителям «по техническим причинам». Как видно из этого же архивного дела, Брадтман продолжал выполнять обязанности городского архитектора минимум до 19 января 1919 г., то есть и во времена Гетманата, и при Директории УНР.
Семья Брадтмана, который в сентябре 1918 г. продолжал преподавать в Художественном училище и жил на ул. Осиевской, 6, состояла из жены Паулины Христиановны, ее сестры Ольги Христиановны Рутке и племянников.
В первые годы советской власти Э.Брадтман работал районным архитектором, получал в 1920 г. «оклад жалованья» 6000 руб., жил там же. В 1922 г. он работал в инспекторской секции подотдела благоустройства. В последний раз в архивных документах имя Э.Брадтмана упоминается 14 ноября 1926 г., когда он работал инженером-инспектором Львовской районной конторы г. Киева. Опытному специалисту шел семьдесят первый год. Дальнейшая судьба Эдуарда Петровича Брадтмана неизвестна. Но Киев должен помнить своих зодчих.

Д.Малаков, заместитель директора Музея истории Киева
бюллетень «Янус Нерухомiсть» № 9, май 1998 года

26-03-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

В сентябре начинаются продажи квартир 2-й очереди мини-города Svitlo Park На середину сентября запланирован старт продаж 2-й очереди мини-города Svitlo Park. Об этом сообщил Александр Панфилов, директор по продажам мини-города. Вторая очередь включает в себя 3 дома (№4, 5, 6)...  подробнее 10.09.2019 15:24
 
На відміну від Києва, вартість житла в передмісті лишається стабільною За підсумками серпня, на відміну від суттєвого зниження вартості житла в новобудовах Києва, в передмісті столиці ціна на первинному ринку лишається стабільною. Про це нам повідомила головна експертка...  подробнее 10.09.2019 15:19
 
С начала года рост стоимости строительных материалов составил в среднем 5-6% Об этом нам сообщил управляющий партнер компании АVM Development Group Владислав Кононов. По его данным, за указанный период стоимость арматуры снизилась на 10% до 14900 грн/т. Бетон марки "П4В20"...  подробнее 05.09.2019 10:05
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010