Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер

Трофейная выставка.

С тех пор как человек начал применять оружие обычным явлением стало завладение оружием побежденного врага, то есть получение трофеев. Слово это греческого происхождения, и означает оно «символ победы».
Пока оружие было ручным, личным, победители пользовались трофеями в новых победоносных боях, не раз оно переходило из рук в руки, а то и из поколения в поколение, особенно белое - то есть холодное оружие.
С тех пор как появилось тяжелое оружие, а с развитием техники - оружие, унифицированное под нормативы конкретного государства, трофейные образцы оседали в арсеналах победителей, как знак победы. А слово арабского происхождения «арсенал», то есть, оружейная, мастерская по изготовлению оружия, перешло к испанскому, французскому и другим языкам мира.
С тех пор как на Печерске в Киеве, напротив Святотроицких ворот Лавры в конце XVIII в. выросло здание киевского арсенала, вдоль его фасадов выстроились пирамиды из чугунных пушек и ядер - трофеев прошлых войн. А в двух огромных залах на тридцати шести столбах и на стенах было развешано трофейное оружие, скомпонованное, как считали современники, «с изысканным вкусом и редким искусством».

Киевский арсенал построен на месте Вознесенского женского монастыря, игуменьей которого была мать гетмана Ивана Мазепы.
Фото с сайта www.relax.ua
Древняя традиция поддерживалась в Киеве и в годы Первой мировой войны, когда на различных массовых мероприятиях выставлялась трофейная немецкая и австрийская военная техника.
По окончании гражданской войны на вооружении Красной армии некоторое время находились трофейные бронированные автомобили и танки английского производства, захваченные у Добровольческой армии. Впоследствии один из этих танков, «М-І», был установлен на пьедестале на углу современных улиц М.Грушевского и Музейного переулка. Впоследствии его переставили в сквер на Контрактовой площади, а в 1951 г. порезали автогеном, но об этом немного дальше.
Осенью 1939 г., после так называемого «освободительного похода» Красной армии на Западную Украину, в аллеях киевского Царского сада была устроена выставка трофеев, захваченных у Войска Польского. Здесь стояли устаревшие танки «Рено» французского производства с пулеметным вооружением, станковые пулеметы австрийского производства «Шварцелозе» и английского «Виккерс», новейшие орудия чешской фирмы «Шкода» и тому подобное.
С началом Великой Отечественной войны, когда бои очень быстро шли уже под Киевом, с пропагандистской целью летом 1941 г. в город привозились и выставлялись на всеобщее обозрение подбитые или захваченные в бою трофеи: бомбардировщик «Юнкерс-88», истребитель «Мессершмитт-109», средний танк с укороченной пушкой «Т-III», четырехосный броненосец.

Немецкой промышленностью было выпущено 5700 танков Pz-III различных модификаций. На фото Танк PzKpfw III Ausf.A., 1939 год, Польша.
Фото с сайта www.pro-tank.ru
Когда 19 сентября 1941 г. немцы вошли в оставленный Красной армией Киев, на фарах их автомобилей были насмешливо натянуты резиновые маски советских противогазов, и по Крещатику катил среди немецких машин советский трехосный броненосец «БА-10» с ... белыми «балочными» крестами - трофей вермахта.
Разминировавши в сентябре 1941 г. здание Музея Ленина на Владимирской, 57 (ныне Дом учителя), немецкие пионеры-саперы выставили на улице как трофеи обезвреженные ними советские радиофугасы.

Немецкие саперы с советскими ящиками с тринитротолуолом возле Музея Ленина в Киеве (сентябрь 1941 года).
Фото с сайта www.interesniy-kiev.livejournal.com
В конце Великой Отечественной войны в Пушкинском парке открылась Выставка образцов трофейного вооружения. Именно о ней расскажем подробнее, поскольку это была самая большая по объему, значению и длительности трофейная выставка. Будем надеяться, что и последняя в истории Украины вообще.
Пушкинский парк вскоре будет отмечать свое столетие. Он был заложен на киевской окраине Шулявка по случаю 100-летия со дня рождения русского поэта А.С.Пушкина. Парк на площади 18 десятин (19,7 га) был разбит под руководством садовника А.И.Жуковского, а работы выполняли солдаты 129 пехотного Бессарабского полка, который был расквартирован в Киеве, и с участием студентов Киевского политехнического института и общественности города. Здесь была проложена прямая центральная аллея и несколько извилистых боковых, высажено до двадцати пород лиственных и хвойных деревьев. Перед последней войной, когда парк уже заметно подрос, его площадь увеличили до 23 га. Парк стал для жителей Шулявки популярным местом прогулок на лоне природы.

Работы по созданию Пушкинского парка в Киеве начались в 1900 году.
Фото с сайта www.relax.ua
Во время оккупации Киева в 1941-1943 гг. в Пушкинском парке осуществлялось захоронение сотен немецких солдат. На могилах стояли деревянные кресты с касками. После освобождения Киева кресты были сняты, а в начале лета 1944 г. совершены перезахоронения из Пушкинского парка в братские могилы в урочище Сырец. Работы выполняли немецкие военнопленные под наблюдением конвоиров.
Вероятно, это было последствием постановления № 484 Совнаркома УССР и ЦК КП(б)У от 13 марта 1944 г. «О выставке образцов трофейного вооружения и техники в городе Киеве». Начальником выставки был назначен подполковник Никонишин.
Так, по окончании перезахоронений в Пушкинский парк начали завозить экспонаты. Артиллерийские системы доставлялись на прицепе за грузовиком или трактором, а тяжелая бронетехника, которая была более или менее исправна, шла своим ходом. Поврежденные или без двигателей (на бортах стояло «Б.Д.») танки и штурмовые орудия затягивались танками чуть ли не войлоком от ближайшей тогда железнодорожной станции Лукьяновка (ул. Дегтяревская). Все это затягивалось в парк с западной стороны - через территорию киностудии, несмотря на решительные протесты дирекции, потому что портился асфальт, а рычание танков мешало киносъемке. Были, как видно из немногих сохранившихся архивных документов, трудности с расселением красноармейской команды, работавшей на устройстве выставки, не хватало вспомогательных складских площадок, а соседняя складская база аптекоуправления, на которую претендовало руководство выставки, была на три четверти занята под огороды: время было трудное для всех. Можно представить, каких усилий требовало устройство выставки и из-за затруднений, и при отсутствии соответствующей техники, ведь крупногабаритные экспонаты, разбросанные по полям и лесам недавних боев, надо было все-таки доставить. Конечно, материальные затраты только за счет армии, которая, собственно, выполняла всю эту работу, начиная от уничтожения врага и его техники в боях и до устройства выставки.

Территория киностудии А.Довженко (вид со спутника) занимает площадь более чем 17,5 га.
Фото с сайта www.traveladvices.ru
Еще при формировании экспозиции Пушкинский парк не раз посещало высокое начальство. Проездом через Киев побывал там и маршал Г.Жуков.
Прошел год, и весной 1945 г. выставка приняла первых посетителей. Перед входом в парк на небольшой площадке стояли, фланкирующие ось центральной аллеи, две отечественные гаубицы калибра 203 мм образца 1931 г. Слева, где-то сбоку, на постаменте стояла самоходная артиллерийская установка «СУ-100», а под пилонами арки входа, оснащенными портретами обоих вождей в полный рост, стояли два батальонных миномета калибра 88 мм образца 1937 г. Это, так сказать, должно было символизировать стражу победителей.
А дальше, вдоль центральной аллеи выстроились длинными рядами трофейные артиллерийские системы, начиная с двух зенитных орудий, которые своими высоко поднятыми стволами образовывали как бы ворота. Вся техника была расставлена с большим знанием дела и с определенным вкусом. У каждого образца стояла табличка с подробной информацией о тактико-технических данных, иногда подробности и место взятия трофея. Привлекали внимание дальнобойная пушка, шестиствольный миномет, который, в отличие от отечественной «катюши», назывался «ванюша».
Боковые аллеи слева были оторочены танками, самоходными артустановками и бронетранспортерами различных типов и систем. Здесь также калибры шли по нарастающей. Немецкий вермахт за все время войны имел на вооружении множество различных самоходок, так называемых «артштурм», укомплектованных из разных пушек на различных ходовых частях танков - от легких до тяжелого «Фердинанда». На выставке было представлено это разнообразие сполна.
Посреди треугольной площадки выделялся танк Т-VI «Тигр», который, судя по его жалкому виду, служил мишенью где-то на учебном полигоне Красной армии: его знаменитая 100-миллиметровая лобовая и 82-метровая бортовая и кормовая броня пестрели пробоинами и даже брешь от многочисленных попаданий снарядов разных калибров. Башня же сзади была просто разбита. Экспонат вызвал всеобщее удовлетворение.
В противоположной части парка на краю опушки стояли немецкие самолеты: истребители «Месершмитт-109» различных модификаций и «Фокке-Вульф-190», двухфюзеляжный разведчик «Фокке-Вульф-189», прозванный у нас «рамой», штурмовик «Юнкерс-87» («штука»), бомбардировщики «Юнкерс-88», «Дорнье-215», «Хейнкель-111» и даже итальянский трехмоторный торпедоносец «Савойя-Маркетти». Был здесь и самолет-снаряд с ракетным двигателем «Фау-І», захваченный в районе Катовице, в Польше. Как отмечал тогда журнал «Украина», «такие ракеты немцы использовали преимущественно для глупых нападений на Англию. Не имея прицела, эти ракеты наносили большой вред, главным образом, мирному населению».
Все это, еще недавно страшное оружие врага, «зубы фашистского зверя», как писала «Киевская правда», стояло теперь промеж деревьев, отделенное от парковых дорожек условной оградой колючей проволоки в один ряд. Конечно касаться запрещалось, но охранников было мало, экскурсоводов шестеро - вчерашних фронтовиков, и мы, ребята, временами тайком, украдкой, все-таки залезали и на танки и в танки. Отдадим теперь должное организаторам выставки: понимая извечную мальчишечью душу (ибо каждый мужчина всегда остается мальчишкой, и чем дольше, тем лучше), устроили в парке и «детскую площадку». Вот там можно было вполне свободно дать вылиться чисто мальчишеским восторгам: залезть в кабину «Мессершмитта» (правда, сожалея, что сиденье было заменено на фанерку), или покрутиться на «карусели», вращая корбу скорострельной зенитной установки «Эрликон», залезть в самоходку и т.д.
Немало интересного было выставлено на стендах и в витринах специально сооруженного павильона. Здесь демонстрировались вооружение и военное снаряжение немецкой, итальянской, венгерской и румынской армий, а также изделия других, покоренных Гитлером стран Европы. Висели знамена и штандарты разгромленных полков и дивизий, стояли манекены, одетые в униформу различных видов войск всех перечисленных стран, воевавших не только на Восточном фронте, но и (немцы) в Северной Африке (пробковые шлемы, мундиры с короткими рукавами, шорты). Лежали кучей стальные шлемы, а в отдельной витрине так же горой лежали, вероятно, сотни «железных крестов». Снаряды, мины, патроны, бомбы всех калибров - всё не перечислить. Впрочем, были изделия, которые не могли не привлечь особого внимания, например управляемая проволокой подрывная танкетка, «фаустпатрон», электрогенератор с педальным приводом - так называемый «солдат-мотор», ручной насос, огромный конский противогаз и т.д.. Из многочисленных наград и отличий выделялись шикарные футляры с орденами «немецкого орла», найденные, как сообщалось, в немецком посольстве в Бухаресте. Но были вещи, которые не могли не вызвать у киевлян иронической улыбки. Это так называемые немецкие «эрзац - валенки». Кто пережил те времена, помнит, какой чрезвычайно холодной была зима первого года войны. У немцев даже медаль такая была «Участнику зимней кампании 1941/42 гг.» Киевляне, кто был в оккупации, так же помнят строгий приказ о сдаче теплой меховой одежды и валяной обуви для немецкой армии. Это касалось кожухов («украинских шуб») и войлочных валенок. Кто имел, должен сдать, а кто не сдал, не смел носить, ибо это уже было «проявление саботажа», а за саботаж оккупанты казнили. И тогда находчивый наш народ переобулся в самодельные ватные валенки. Их производили из любой, порой даже «в цветочек» ткани, простроченной в несколько рядов на безотказных швейных машинках «Зингер», которые до сих пор верой и правдой служат уже нескольким поколениям. А вот вату для валенок в Киеве добывали несколько необычным путем ... Одним из первых оккупационных приказов требовалось сдать оружие и военное снаряжение. Сдавали противогазы в бывшей кондитерской Абрикосова на Крещатике. Резину от масок немцы использовали, а вот коробки вывезли на свалки. Зимой изобретательные киевские портные хлынули на те свалки, где добывали из противогазов ... вату - на валенки, хорошую наркоморужейную довоенную вату!

Особняк, где размещалась контора «Товарищества А.И.Абрикосова Сыновей». Именно это здание изображено на логотипе нынешнего АО "Бабаевский".
Фото с сайта www.nnm.ru
А немецкие часовые, выходя на мороз, обувались в специальные войлочные на толстой подошве боты - поверх сапог. Видимо тех бот не хватало, и тогда сообразительные немецкие интенданты позаимствовали из украинского крестьянского быта соломенные изделия: по той же технологии, что и корзины, делались по разнарядкам по селам соломенные эрзац-валенки, которые тоже надевали на сапоги немцы. Выглядело оно довольно забавно.
Восприятие выставки было довольно специфическим и не однозначным - и теми, кто воевал, преодолевая это самое оружие врага, и теми, кто пережил оккупацию, и теми, кто отсиделся в далеком тылу, в эвакуации. Интерес, ненависть, гордость победителей, тяжелые воспоминания, удивление и - в благодарность за титаническую борьбу, за победу, за то, что такая выставка есть, действует, учит.
Почти одновременно, еще 19 мая 1944 г. было принято постановление об организации республиканской выставки «Партизаны Украины в борьбе против немецко-фашистских захватчиков», развернутой в роскошном особняке на Липках, некогда принадлежавшем сахаропромышленнику М.Гальперину (теперь здесь, на ул. М. Грушевского, 18/2, находятся комиссии Верховной Рады Украины). Открытие выставки состоялось 30 апреля 1946 г. В девятнадцати залах на двух этажах были размещены 15 тысяч экспонатов, а среди них - и пирамида из трофейного стрелкового оружия, которым пользовались партизаны, приобретая его у врага в боях и на разгромленных складах.

Особняк для Моисея Борисовича Гальперина был построен в 1899 году архитектором В.Н.Николаевым в стиле венецианского палаццо.
Фото с сайта www.relax.ua
Еще 26 марта 1945 года нарком обороны СССР генерал-лейтенант В.Ф.Герасименко в письме к председателю Совнаркома УССР Н.Хрущеву достаточно дальновидно обращал внимание на выставку в Пушкинском парке: «Очевидно, что выставка в том виде, как она есть, просуществует не так уж много лет, а уже сейчас возникает вопрос: что делать с имеющимися экспонатами в будущем. Напрашивается одно решение: в дальнейшем, как только скажется спад интереса к выставке, превратить ее в музей Отечественной войны, начав подготовительные работы к этому немедленно». Напомним: война еще продолжалась, посетители шли и шли. Как свидетельствуют те же архивные документы, заместитель секретаря Совнаркома по оборонным делам подполковник Забельников отреагировал однозначно: «Превращение выставки в музей нецелесообразно». Впрочем обе выставки действовали, пока Верховная Рада СССР не одобрила сталинский закон «О защите мира и запрете пропаганды войны». Нарушение закона каралось лишением свободы на срок до десяти лет. Вот тогда, осенью 1951 г. под предлогом «пропаганды войны» и закрылись обе выставки. Тяжелое оружие из Пушкинского парка - танки, самолеты, пушки - безжалостно порезали на металлолом, а содержание выставочного павильона передапи в Киевский государственный исторический музей (ныне Национальный музей истории Украины). Уже позже, когда в 1973 году организовывался музей войны, все те трофеи перешли туда и частично использованы в новой экспозиции, где воспринимаются совершенно иначе ...

Д.Малаков (Музей истории Киева)
бюллетень «Янус Нерухомiсть» № 10, май 1998 года

29-03-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Стройка. Видеоуроки строительства. Телеканал для настоящих мужчин с их интересами, страстями, увлечениями, проблемами и заботами. Телеканал «Мужской» будет интересен тем, кому небезразличны поистине мужские забавы, такие как охота, рыбалка, оружие и автомобили. Но сфера интересов...  подробнее 30.07.2012 19:33
 
Ярослав Рак Энциклопедия комнатных растений. Для многих из нас жизнь без растений утратила бы немало прелестей, и доказательство тому - наше подспудное желание иметь в своем доме какую-либо зелень. Постепенно люди научились выращивать в жилых помещениях всё более разнообразные растения, которые привозили из самых отдаленных уголков земного шара путешественники и купцы. Для поисков...  подробнее 30.03.2012 11:51
 
Шепелев A.M. Штукатурные декоративно-художественные работы. В книге даны сведения о подготовке поверхностей под оштукатуривание, выполнении простой, улучшенной и декоративной штукатурок, отделке оконных и дверных проемов, вытягивании тяг, отделке пилястр, колонн; рассмотрены устройство и работа машин для приготовления и нанесения растворов; выполнение гладких и рисунчатых...  подробнее 30.03.2012 11:39
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010