Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер

Фасады киевских доходных домов.

Конечно, архитектурное убранство киевских доходных домов выдерживалось в русле соответствующих общеевропейских предпочтений и вкусов той эпохи. Но были и сугубо местные, киевские особенности, которые придавали и придают архитектурному лицу Киева неповторимого своеобразия. Это всегда подчеркивалось всеми, кто касался этой темы. «Отличная и присуща только одному Киеву черта этих зданий, - писал еще в 1913 году С.Богуславский, - знаменитый киевский светло-желтый кирпич, который производится на местных заводах. Большинство домов, построенных из этого кирпича, редко красятся, еще реже штукатурятся, только очертания каждого отдельного кирпича часто обводятся серой краской». В технических тогдашних документах есть точная характеристика: «Фасад кирпичный с окраской цветом и цементной расшивкой швов».
Именно высокое качество киевского (старого) кирпича и профессиональное мастерство киевских каменщиков обусловили своеобразный киевский «кирпичный» фольклор и стиль, хоть вообще в городе перепробованы все исторические архитектурные стили.
Так строится ряд крупных доходных домов с элементами готики, что так импонировало публике (Андреевский спуск, 15, Шелковичная, 19, бульвар Т.Шевченко, 31, О.Гончара, 60, Верхний вал, 4, Заньковецкой, 6 и др.).
Но наибольшее распространение в архитектуре киевских доходных домов приобрел модный тогда по всей Европе стиль «венского ренессанса», своеобразно трактуемый в киевском кирпиче. Эту особенность именно Киева отметил современник, тот же С.Богуславский, с восторгом описывая «гигантские дома новой архитектуры, которая даже называется «киевским ренессансом». Именно это направление, благодаря чрезвычайной массовости, вызвало впоследствии и несколько ироническую характеристику - «стиль киевских подрядчиков». Прошли десятилетия, и историк М.Брайчевский отметил: «Острое словцо, брошенное в свое время Ипполитом Моргилевским, вызвало пренебрежительное отношение к подавляющему большинству киевских каменных домов второй половины XIX - начала XX веков». Однако, добавим и продолжим, это «острое словцо» сказанное в нужное время, было подхвачено искусствоведами и всеми, кто писал или говорил о старой киевской застройке на протяжении следующих десятилетий, и та самая характеристика приобрела резко негативное звучание. С того времени архитектуру старого Киева стали порицать и презирать, а подготовленное таким образом общественное мнение уже легко воспринимало и уничтожение уникальных памятников, и уничтожение «рядовой» застройки.
Но вернемся к началу XX в. Для «киевского ренессанса» были типичными прежде всего, бесконечные вариации из кирпичных украшений (впоследствии уже изготавливался специальный фасонный кирпич различных профилей), а также горизонтальные и вертикальные членения, насыщенная пластика фасадов, симметричные композиции, развитые карнизы, шатровые завершения, лепные украшения ( вставки под окнами, гирлянды, фестоны, маскароны), кованое металлическое ограждение балконов, крыш, лестниц и т.п..
Лучшими образцами доходных домов в стиле «неоренессанс» в Киеве по праву считаются несколько известных: Прорезная, 24/39 (арх. К.Шиман, 1901 г.), Архитектора Городецкого, 9 (арх. Г.Шлейфер, 1901 г.), Горького, 25 (арх. В.Николаев, 1899 г.), Б.Хмельницкого, 36 (арх. И.Николаев, 1899 г.), Б.Хмельницкого, 30/10 (арх. Н.Яскевич, 1901 г.), Б.Васильковская , 10 (техник A.Краусс, 1897 г.), Б.Васильковская, 25 (арх. В.Городецкий, 1897 г., но декор утрачен).
Имперские попытки внедрить в Киеве «русский стиль» имели яркий пример - ул. Пушкинская, 45 (арх. М.Артынов, 1901 г.).
Обращались и к другим экзотическим и внешне эффектным в деталях стилям. Большой доходный дом на Рейтарской, 31/16 построен в формах мавританской архитектуры (арх. Н.Яскевич, 1900 г.).
Вторая волна развития Киева пришлась на время распространения стиля «модерн», имевший у нас также примеры всех этапов развития, начиная от первого яркого проявления стиля еще в 1901 г., когда B.Городецкий начал строить свой шедевр на Банковой, 10. Затем был упрощен кирпичный декор в духе «модерн» исключительно как дань моде (Ирининская, 5 и Ярославов Вал, 4 - оба 1907 г.), и более энергично разработаны фасады (ул. Архитектора Городецкого, 5) и фасады декадентские изящные (Ветрова, 19 и 21, 1907-1911 гг.), вновь упрощенные (Ярославов вал, 14, 1908 г.) и другие - насыщенные пластикой лепных украшений, умело декорированных характерными признаками стиля (Ярославов вал, 14-а - техник М.Клуг, 1910 г., Пушкинская, 21 и 23, 1909-10 гг., Б.Житомирская, 32, Костельная, 7, 1913 г.). Были замечательные примеры разработки фасадов в духе «модерн» с использованием элементов исторических стилей прошлого, прежде всего - ампира (О.Гончара, 74 - арх. П.Алешин, 1911 г., Рейтарская, 20/24 - арх. А.Вербицкий, 1912 г., Б.Житомирская, 8-а - арх. М.Бобрусов, 1909-1913 гг. - неороманский стиль) и др.. Были дома-великаны, где декор выполнял весьма скромную роль, акцентируя высотную доминанту - башню, шатер, декоративную вставку (Владимирская, 61/11 - арх. И.Зекцер и Д.Торов, 1910-1912 гг., Институтская, 1916-1918 гг., арх. Ф.Троупянский и А.Минкус, 1910-1911гг. - потеряно).
В романтизированных формах украинского национального стиля были построены и доходные дома на Паньковской, 9 (арх. В.Г.Кричевский, 1908 г. - не сохранился), Паньковской, 8 (арх. Н.Шехонин и С.Тимошенко, 1910 г.).
Декор в украинском стиле, основанный В.Кричевским, имел резонанс и в других сооружениях в стиле «модерн» - также с использованием национальных украшений (Музейный пер., 6 - арх. В.Рыков, 1909 г.). В стиле украинского барокко, разработанного с элементами «модерн», был построен огромный доходный дом на Владимирской, 19 (арх. П.Алешин, 1912 - потеряно).
Перед началом Первой мировой войны было построено несколько доходных домов в лаконичных формах раннего конструктивизма, где внимание уделено уже не декору и деталям, а общим очертания, плоскостям, ритму окон, балконов и т.д. (Б.Васильковская, 47, 27), или же сделан упор на больших стилизованных сандриках простого рисунка (Верхний вал, 54, Хорива, 43). Внимание к архитектуре, архитектурным украшениям вообще и к символике в частности было сто лет назад очень важной стороной восприятия города как такового. В символике тогдашние горожане разбирались. Этому способствовало воспитанное с детства созерцание в храме Божием многочисленных аллегорических картин, росписей, это приучало замечать и видеть архитектуру, знать ее условности, специфический аллегорический язык, читать их повсеместно.
Майоликовое панно «Господин, играющий на свирели, и две нимфы на фоне пейзажа», - изготовленное архитектором А.Вербицким и художником А.Козловым в Абрамцевской керамической мастерской, украшает фасад на Лютеранской, 15 (1908 г.).
Многофигурный тематический фриз «Поход Фрины» сохранился на фасаде по Музейном пер., 6, 1909 г., (скульптор Ф.Балавенский).
Фриз на тему «Земледелие» размещен на фасадах углового дома по ул. Саксаганского, 26/26 (1911 г.).
Разнообразные античные фигуры присутствуют также на фасадах доходных домов (Институтская, 13/4, 1909 г., Терещенковская, 13, 1914 г.). Античным мифам и легендам посвящено несколько многофигурных композиций на фасадах по Саксаганского, 12, Чеховском пер., 11, Заньковецкой, 4 - пассаж.
Фигуры аллегорических богинь с рогами изобилия видим по ул. Саксаганского, 36. Путти фигурируют на Михайловском пер., 9, сатиры - на Ильинской, 10 и Лютеранской, 25.
Покровитель торговли и промышленности Меркурий был особенно популярным у заказчиков - владельцев домов старого Киева. Видим его на фасаде бывшей мебельной фирмы И.Кимаера на ул. Архитектора Городецкого, 13 и там же, на известном доме Л.Гинзбурга (№ 9, где Меркурий - Гермес, был подан дважды, а еще - Деметра, Афина, Гефест). А так называемый «жезл Меркурия», или кадуцей, изображен на фасадах банка (Крещатик, 8), ломбарда (Музыкальный пер., 1), того же торгового дома И.Кимаера, технического общества (О. Гончара, 55-б), 22-го коммерческого училища (Пушкинская, 28/9), особняка С.Могилевцева на Шелковичной, 17/2 и на фасадах доходных домов (Лютеранская, 11, Горького, 44).

Шоколадный домик построен в стиле венецианского ренессанса для киевского купца первой гильдии Семена Семеновича Могилевцева.
Фото с сайта www.relax.ua
Весьма оригинальный символ можно увидеть на фасаде дома по Ярославовом валу, 21: в рельефном круглом медальоне - перекрещенные лопата и кирка и надпись на латыни «Ога et labora» (молись и работай) - эмблема страхового общества «Саламандра», которому принадлежал дом, построенный крестьянином А.Сидоровым. Это также давний девиз монашеского ордена св.Бенедикта.
Маскароны, присутствуют обычно в замковых камнях оконных и дверных перемычек, на лопатках, пилястрах или просто в свободном поле стены (Лютеранская, 36/7, Заньковецкой, 7, М. Васильковская, 22, Б. Житомирская, 8-а и 38, Львовская, 7 и 12, архитектора Городецкого, 15 и 19, Ветрова, 19 и 21, Ярославов вал, 37/1, Рейтарская, 7, 20/24 и 29, Владимирская, 82, Гоголевская, 10, Б. Васильковская, 14).
Едва ли не чаще встречаются маскароны львов - аллегория силы и мужества (Б. Житомирская, 23, бул. Т.Шевченко, 34, Пушкинская, 11 и 33, Львовская, 72, Святославская, 4 и 12, Ярославская, 31, Саксаганского, 113 и др.).
Кариатиды размещались и в традиционно сложившейся позиции анфас (Владимирская, 18 и 45, Ярославов вал, 16, Б.Хмельницкого, 33/34, 44, Горького, 23) и в позиции боком (Б. Васильковская, 17 и 35), или в декадентски изящном, модерно-маньеристическом ракурсе со спины в три четверти, с волнисто распущенными длинными волосами (Ярославов вал 14-а, бульв. Т.Шевченко, 5).
Так и атланты игрывают мышцами под тяжелым эркером или балконом (Владимирская, 45, Б. Хмельницкого, 33/34), или, собравшись группой, держат на голове куб с вазой (Костельная, 7, скульптор Ф. Соколов).
Гермы устанавливались между окон (Б. Васильковская, 1) или отдельно (Ярославская, 47).
Просто головки часто размещали в нишах, щипцах (Львовская, 10, Б.Васильковская, 12 и 79, Константиновская, 12, Саксаганского, 107). На Гоголевской, 12 на фасаде был бюст Гоголя, а на Константиновской, 16 сохранился бюст Пушкина.
Отдельную группу составляют изображения животных и первое место здесь занимает дом В.Городецкого на Банковой, 10, где присутствует целый зоопарк из реальных и сказочных существ, мастерски выполненных по авторским эскизам скульптором Э.Сала. Интересные и порой неожиданные сюжеты из животного мира помещены на фасадах доходных домов: коты (Гоголевская, 23), змеи и гусь (Б. Житомирская, 32), орлы (М.Житомирская, 12, Ярославов вал, 13), совы (Гоголевская, 23 и Заньковецкой, 4), цапли (Тургеневская, 81, Городецкого, 17/1). Мифологические грифоны присутствуют на фасаде по ул. Архитектора Городецкого, 9 и Саксаганского, 96, крылатые демоны - на Ярославом валу, 1, химера - на Б.Житомирской, 8-а, птица-сирин на Костельной, 7, Хоривой, 21 и 23, пегасы - на Ярославской, 31. Среди изображений флоры привлекают внимание листья каштанов (Б. Житомирская, 32, Чеховский пер., 3, Б.Хмельницкого, 52, Горького, 20, О.Гончара, 32, Багговутовская, 14).

Дом с кошками построен в 1909 году в Киеве на улице Гоголевской по заказу полковника Фердинанда Ягимовского.
Фото с сайта www.mesta.kiev.ua
На фасадах домов, возведенных в эпоху увлечения формами ампира, любили устанавливать романтизированную вазу-урну (Рейтарская, 20/24, О.Гончара, 74, Б.Васильковская, 26, Ярославов вал, 13, Жилянская, 108, Саксаганского, 109 и 113).
Часто обозначали также год постройки дома: на фасаде, на полу вестибюля, в ограждении балконов, на створках ворот, на парадной двери. Примеров много. Вероятно, обращая внимание на «круглые» даты - последний год XIX в. (1900) и первый год XX в. (1901). Их изображали чаще всего.
Достаточно распространенным был обычай обозначать инициалами или геральдическими гербами частную собственность - доходный дом: в декоративно украшенных картушах, на створках ворот, в балконной ограде. Всех превзошел домовладелец Н.Н.Самонов: по проекту, составленному гражданским инженером Н.Яскевичем в 1900 г., на парапетах, что украшали фасады известного углового дома по ул. Б.Хмельницкого, 30/10, помещена была надпись: «Дом Николая Николаевича Самонова» и две даты: «1900» и «2000» - на сто лет рассчитывал владелец свой дом, который, кстати стоит и до сих пор, разве что без надписей.
Поэтому, проходя по старым улицам, присматривайтесь: здесь много интересного.


25-04-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Стройка. Видеоуроки строительства. Телеканал для настоящих мужчин с их интересами, страстями, увлечениями, проблемами и заботами. Телеканал «Мужской» будет интересен тем, кому небезразличны поистине мужские забавы, такие как охота, рыбалка, оружие и автомобили. Но сфера интересов...  подробнее 30.07.2012 19:33
 
Ярослав Рак Энциклопедия комнатных растений. Для многих из нас жизнь без растений утратила бы немало прелестей, и доказательство тому - наше подспудное желание иметь в своем доме какую-либо зелень. Постепенно люди научились выращивать в жилых помещениях всё более разнообразные растения, которые привозили из самых отдаленных уголков земного шара путешественники и купцы. Для поисков...  подробнее 30.03.2012 11:51
 
Шепелев A.M. Штукатурные декоративно-художественные работы. В книге даны сведения о подготовке поверхностей под оштукатуривание, выполнении простой, улучшенной и декоративной штукатурок, отделке оконных и дверных проемов, вытягивании тяг, отделке пилястр, колонн; рассмотрены устройство и работа машин для приготовления и нанесения растворов; выполнение гладких и рисунчатых...  подробнее 30.03.2012 11:39
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010