Здание банка на Крещатике, 8.
В конце XIX - начале XX в. в связи с развитием финансового капитала в Украине начинается интенсивное строительство сооружений, банков, бирж, кредитных обществ, которые по своей архитектуре были преимущественно лучшими сооружениями городов, в их проектировании принимали участие выдающиеся местные и петербургские зодчие.
Объемно-планировочная структура банков изменяется под действием ряда факторов, в частности, быстрого роста цен на земельные участки в центре города и уменьшение размеров этих участков по фронту улиц. Технические достижения, например, внедрение каркасных сооружений, повышения этажности и развитие инженерного оборудования (центральное отопление, лифты), позволяют более свободно компоновать элементы зданий. Великолепие декоративной отделки фасадов и интерьеров XIX в. начинает уступать место деловому рационализму.
В 1910-е годы в банковских зданиях этажность фасадной части повышается до 5-6, зал выносится в отдельный одноэтажный объем, который расположен внутри участка. Появляются три раздельных входа в дом (в общественные и административные помещения), сокращается площадь операционного зала до 200-300 кв.м., растет несоответствие главного фасада и его функциональной структуры. Фасады решены более строго и напоминают прибыльные жилые дома.
Здание на Крещатике, 8 построено в 1914-1915 годах для киевского отделения Петербургского учетно-ссудного банка. Вместе с двумя расположенными рядом сооружениями
(№ 6 и № 10) представляет собой фрагмент застройки Крещатика начала XX в., полностью сохраненный во времена реконструкций 1940-1980-х годов.
Киевское отделение банка вместе с Волжско-Камским банком арендовало помещение в доме по Крещатику, 25 (дом не сохранился). В 1911 году правление Петербургского учетно-ссудного банка приняло решение строить собственный дом. Проект нового банка выполнил

петербургский архитектор
Леонтий Николаевич Бенуа в 1912-1913 годах. Он родился в 1856 г. в семье выдающихся деятелей русской культуры. Отец -
Николай Леонтьевич (1813-1898) - архитектор, акварелист, окончил
Петербургскую Академию Художеств, брат -
Александр Николаевич (1870-1960) - художник, искусствовед и театральный деятель тоже учился в Петербургской Академии Художеств.
Леонтий Николаевич Бенуа закончил в 1876 г. Петербургскую Академию Художеств, ее действительный член с 1893 г., профессор Академии с 1894 г. В 90-х годах прошлого века ему поручаются крупные сооружения - перестройка Учетно-ссудного и Волжско-Камского банков в Петербурге,
дом страхового общества «Россия» и другие в Петербурге.
С 90-х годов начался новый период в деятельности Л.Н.Бенуа как архитектора-практика. «Предусмотреть все потребности и новые требования - в этом и будет заключаться наша главная задача». Эти слова Л.Н.Бенуа, обращенные в 1918 г. к ученикам мастерской Академии Художеств, были девизом его собственной архитектурно-строительной практики. Удовлетворение потребностей современной ему эпохи конца XIX - начала XX веков определило и развитие творчества и главные темы в его практике - жилые доходные дома, банки, особняки и т.д.. Главным достоинством лучших сооружений Бенуа было высокое качество строительных работ, стремление овладеть и применить новейшие для того времени достижения техники, с целью наиболее полного и грамотного решения архитектурных задач и потребностей жизни. Л.Н.Бенуа был непримиримым по отношению к архитекторам, которые допускали незавершенности в строительстве, плохое качество и неотработанность деталей и оборудования, особенно проявляя эту требовательность на своих сооружениях. Поэтому понятно решение правления Петербургского учетно-ссудного банка доверить проектировать киевский филиал именно Л.Н.Бенуа. Это единственная работа выдающегося русского зодчего в Украине.
Усадьба по Крещатику, 8 с конца XIX в. принадлежала бельгийскому подданному Карлу Карловичу Настелю, который имел несколько доходных домов именно на Крещатике. В доме под номером 8 находились меблированные комнаты и
отель «Англия». В 1910-х гг. усадьба перешла в собственность киевского первой гильдии купца, сахаропромышленника Е.А.Манова. Правление банка заключило соглашение с купцом на продажу участка земли по адресу: Крещатик, 8 для строительства банковского сооружения в апреле 1913 года. В этом же году старые постройки были снесены, а зимой 1914 г. управляющий банком В.Д.Мозерт подал прошение в строительное отделение киевской
городской управы на разрешение на проведение всех строительных работ для построения каменного дома, предназначенного частично для банка, частично для жилья. Усадьба на Крещатике, 8 была разделена на два

участка: под № 8-а - для Волжско-Камского коммерческого банка (сейчас это Крещатик, 10). Надзор за строительством обоих сооружений осуществлял архитектор П.С.Андреев. Он был автором проекта Волжско-Камского банка в Киеве.
Павел Сергеевич Андреев (1869-1939) - российский и украинский архитектор. Учился в 1891-1899 гг в Петербургской Академии Художеств. Работал в Киеве, по его проектам построены здания Волжско-Камского банка (1912-1914), торгового пассажа с доходными домами (1913-1914). В 30-х годах преподавал в Киевском строительном техникуме. Подрядчиком была
строительная контора Л.Б.Гинзбурга, соглашение с ней заключено 11 марта 1914 года. В 1914-1915 годах здание банка было построено, а с августа 1915 г. правление банка заключило соглашение со скульптором М.М.Крулем на производство лепных работ по фасаду и внутри дома. В апреле 1916 г. киевское отделение Петроградского банка переехало в новый собственный дом на Крещатике, 8.
Здание банка - шестиэтажное кирпичное с железобетонными перекрытиями, над операционным залом кровля по металлическим фермам. Стены фасада оштукатурены цементным раствором под природный камень, два первых этажа облицованы гранитом. Зал вынесен в отдельный двухэтажный объем, основная фасадная часть в плане близка к квадрату. Композиция фасада симметрична, отличается уравновешенностью пропорций. На двух первых этажах с арочными проемами лежит
четырехпилястровый накладной портал, увенчанный античными вазами. Окна третьего этажа обрамляют
сандрики. Внутренняя отделка не сохранилась.
Строение является удачным примером
неоклассицизма в интерпретации известного русского архитектора. По данным городского архива в 1918 г. помещение банка занимали различные учреждения. Петроградский банк разместился в девяти комнатах первого и второго этажей: приемная, контора, кабинет управляющего банком В.Д.Мозерта, операционный зал. Первый этаж и подвал был занят магазином
российского акционерного общества «Л.М.Эриксон и К°». Контора этого общества находилась в этом же здании на пятом этаже. Фирма «Эриксон и К°» - телефонная фабрика была основана в Петербурге в 1897 г. с основным капиталом в два миллиона рублей, число рабочих достигало 1,5 тыс. человек. Основные изделия фирмы: телефонные, телеграфные и сигнализационные аппараты, измерительные приборы, приборы для управления огнем и механизмами. В Киеве в 1914-1915 гг. установку новой киевской городской телефонной станции проводило монтажное бюро российского акционерного общества «Л.М.Эриксон и К°».
Телефонная фабрика «Л.М.Эриксон и К°» - первая телефонная фабрика в Петербурге, основанная в 1897 году Ларсом-Магнусом Эриковичем Эриксоном.
С третьего этажа были также комнаты, окнами во двор, где проживали служащие банка. Контора дома и квартира управляющего домом М.Т.Байкова располагалась на последнем этаже. Это была трехкомнатная квартира, которая сдавалась по льготной цене.
В 20-х годах в доме на Крещатике, 8 размещались различные государственные учреждения. Так, в августе 1923 г., был основан Киевский Сельхозбанк, который расположился в этом доме. Здесь же находилось Киевское общество
сельскохозяйственного кредита, которое оказывало долгосрочное кредитование сельскохозяйственным кооперативам. Общество ставило своей целью содействие возрождению сельского хозяйства Киевской области. В 1926 г. в этом помещении были также и другие организации, такие как: Общество помощи бедным детям, Объединение красных директоров, даже действовала
трудовая школа № 25.
08-07-2013
Обсудить с читателями Читайте также:Другие рубрики сайта: - Архитектурная мозаика - Книжная полка - Лента закона - Стоит задуматься - Удивительное рядом - Улыбнемся