Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер

Любимцы муз среди киевских домовладельцев.

К среде состоятельных владельцев недвижимости в таком большом городе, как Киев на рубеже ХIХ-ХХ веков, относились в основном коммерсанты, промышленники или предприниматели другого сорта. Но были и исключения. К подобным исключениям можно отнести несколько случаев строительства крупных прибыльных сооружений лицами творческих профессий.
Здесь речь идет не о тех зданиях, которые строили для себя местные архитекторы. Таких было немало, потому архитекторов в какой-то степени тоже можно отнести к предпринимателям - держателям «персональных творческих мастерских», к тому же они обладали всеми тонкостями строительной практики, поддерживали нужные знакомства среди подрядчиков и в кредитных обществах. Речь идет не о домах художников, появлявшихся в живописных местностях (например, усадьбы Орловского и Пимоненко или отца и сына Мурашко). В этой заметке хотелось бы затронуть домовладельцев из среды деятелей музыки и сцены, чья жизнь часто-густо проходила странствующим, гастрольным образом.
Сейчас никого не удивишь сообщениями о том, что Алла Пугачева, Валерий Леонтьев или какая-то еще из многочисленных звезд покупают себе жилье не только в престижных районах отечественных городов, но и где-то во Флориде. Певцы или актеры древней эпохи могли себя баловать значительно реже. Тем более в провинциальных городах, где даже настоящие таланты никогда не были уверены, что сценический сезон принесет прибыль. Не больше гарантированным считалось состояние исполнителей или преподавателей музыки. Можно возразить, что известный киевский дирижер Александр Виноградский владел двухэтажным домом на Садовой улице, в престижных Липках. Да, но он был не только музыкальным деятелем, но и членом правления Киевского земельного банка.

Усадьба художника Александра Мурашко - исторический памятник ХІХ столетия на Малой Житомирской,14 в Киеве, построенный в стиле модерн.
Фото с сайта www.news.tochka.net
Только лучшие из лучших художников могли разжиться недвижимостью благодаря профессиональным заработкам. Это касается, в частности, Владимира Пухальского - выдающегося композитора, пианиста и педагога, многолетнего руководителя Киевского музыкального училища и первого директора местной консерватории. В 1886 году архитекторы Виктор Сычугов и Вадим Катеринич построили для него нарядный особняк на Банковой, 8. Он достоял до 1960-х годов. Был даже украшен памятной доской в честь живописца Михаила Нестерова, который несколько лет жил у Пухальского. Но его снесли, чтобы построить на его месте ординарный корпус для нужд ЦК КПУ.
Чаще домостроением занимались те из деятелей искусства, кому приходилось вести хозяйственные дела сценических коллективов. Когда-то опера и драматические театры в Киеве действовали путем частной антрепризы. Антрепренёр по своему усмотрению приглашал исполнителей, подбирал репертуар, формировал гастрольные маршруты, снимал помещение. Вместе с тем он брал на себя ответственность перед труппой за рентабельность выступлений. Иногда антрепризой с успехом занимались выдающиеся актеры, режиссеры. Яркий пример - деятельность Николая Соловцова (Федорова), который основал в Киеве первый стационарный театр русской драмы. Этот очаг искусства вошел в историю под названием «Театр Соловцова», с 1898 года он находился в здании, которое сейчас занимает коллектив франковцев.

Первый драматический театр в Киеве, основанный Николаем Соловцовым в 1891 году (ныне театр им. И.Франко).
Фото с сайта www.primetour.ua
Понимая текучесть театральной карьеры, Николай Соловцов решил приобрести за свой счет недвижимость в Киеве. С 1899 года ему принадлежала усадьба по Большой Житомирской, 12. Ее первоначальная застройка была незначительной. Но в 1904-м на этом месте появилось капитальное четырехэтажное здание. Новый доходный дом был возведен по проекту гражданского инженера Александра Кривошеева, занимавшего тогда должность городского архитектора. Правда, Соловцов не успел этого увидеть. Он внезапно умер в 1902 году. Усадьбу, как и театральную антрепризу, унаследовала его жена Мария Глебова (Федорова) - тоже популярная актриса, исполнительница характерных ролей. Ярким в ее репертуаре был образ Катрин Юбшер - жены наполеоновского маршала Лефевра в пьесе Сарду «Мадам Сан-Жен».
Была в Киеве и еще одна антрепренёрская семья. В 1874-м руководителем местного оперного театра стал Иосиф Сетов (Сетгофер). Он прославился как певец-тенор в Петербурге и Москве. Тогда же проявил незаурядные режиссерские способности. Оперная антреприза Сетова в Киеве длилась последние 20 лет его жизни (с перерывом в 1884-92 годах, во время которого он держал здесь опереточную труппу). Среди первых его постановок отметим оперу Чайковского «Опричник». Сам Петр Ильич мог увидеть свое произведение на киевской сцене и оставил очень благоприятный отзыв. Отдельно Чайковский отметил костюмы: «Такой роскоши, богатства и вместе с тем такого тщательного соблюдения исторической достоверности я не видел нигде, кроме первостепенных европейских сцен». За костюмы отвечала жена постановщика Пальмира Сетгофер (по преданию, бывшая цирковая наездница). Именно на ее имя супруги приобрели усадьбу неподалеку от театра - по Владимирской, 42, возле Золотых ворот. Существующие здесь кирпичные постройки середины XIX в. были новыми владельцами несколько реконструированы.
Когда Сетов умер, Пальмира, подобно Марии Глебовой, взяла на себя его антрепризу. Но ее самостоятельная карьера неожиданно превратилась в дым. Это надо понимать вполне буквально, потому что антрепренёрская деятельность Пальмиры Сетгофер прервалась в феврале 1896-го в результате пожара в городском театре. Через три года она ушла из жизни, оставив усадьбу детям. Стоит отметить, что бывший дом Сетовых имеет большую историческую ценность ввиду пребывания здесь многих выдающихся личностей. В частности, в 1908 году в нем разместился «Украинский клуб» (с 1912-го клуб «Родина») - известный центр национальной культуры и общественной мысли, возглавляемый великим композитором Николаем Лысенко. Здесь же неоднократно проходили заседания Украинского научного общества, председателем которого был Михаил Грушевский. А в марте 1917 года в помещении клуба «Родина» состоялись первые заседания Украинской Центральной Рады - будущего парламента независимой Украины. Добавим в конце, что в 1931-м здание по Владимирской, 42 был надстроено еще одним этажом и мансардой, а при реконструкции 1980-х годов прямо на территории усадьбы построен вход на станцию метро «Золотые ворота».

По инициативе композитора Николая Витальевича Лысенко в 1908 году в Киеве открылся «Украинский клуб» в домах №42 и №44 по улице Владимирской.
Фото с сайта www.relax.ua
В составе труппы, которую содержала Пальмира Сетгофер, впервые засияла на киевской оперной сцене звезда Оскара Камионского. Этого прославленного баритона, воспитанника петербургской и миланской вокальных школ, называли «русским Баттистини». Особенно популярным он был в ролях Онегина и Фигаро (последнюю партию, по свидетельству современников, Камионский выполнял чуть ли не лучше всех отечественных певцов). В 1905 году он стал владельцем усадьбы по Мариинско-Благовещенской, 58 (ныне ул. Саксаганского). Неутомимая оперная и концертная деятельность популярного исполнителя имела ощутимые материальные результаты. В 1914 году архитектор Иосиф Зекцер построил для него на Мариинско-Благовещенской огромное прибыльное сооружение. Дом Камионского был с улицы 6-этажным, а со двора образовывался еще и седьмой этаж. Фасад его декорирован в стиле модернизированного ампира, а жителям предоставлялись разнообразные удобства: лифты, центральное отопление, электрическое освещение, прачечная в специальной надстройке, даже акустические устройства для связи каждой квартиры со швейцаром. После того, как в 1917-м Оскар Камионский преждевременно умер в Ялте, киевской усадьбой до советской национализации владела его жена Клара Брун, также известная певица, позднее - профессор Киевской консерватории.
Но никто из местных деятелей искусств не мог бы превзойти по объему операций с недвижимостью другого актера оперы - тенора Михаила Михайлова. Дебютировав в киевской труппе Сетова, этот певец сделал выдающуюся карьеру в столице империи, в течение 12 сезонов выступая солистом Мариинского театра. Именно Михайлов оказался первым Ленским во время премьеры оперы «Евгений Онегин». Он также впервые в России исполнил партии Фауста в одноименном произведении Гуно и Хозе в опере «Кармен». Михайлова называли «русским Мазини». Еврей по происхождению (настоящее имя Моисей Зильберштейн), он благодаря выдающимся вокальным способностям смог освободиться от ограничений, которые накладывал на еврейское население царский режим. Высокое звание «артиста императорских театров» давало ему возможность жить и владеть имуществом в любых городах. Правда, некоторые специалисты отмечали, что певец не слишком тщательно работал над своими великолепными природными данными. В этом он представлял полную противоположность другому солисту Мариинской оперы в Петербурге - Николаю Фигнеру. У того как раз был довольно скромный голос, но благодаря блестяще отшлифованной технике пения он имел оглушительный успех. Передавали характерный диалог между двумя солистами. «Эх, Михайлов, - сказал как-то Фигнер. - Если бы мне твой голос, я бы всем миром завладел». - «Эх, Фигнер, - ответил Михайлов. - Если бы мне да твой голос, я бы даже вида на жительство не получил».

Мариинский театр на Театральной площади в г.Санкт-Петербурге, первоначально построенный по проекту Антонио Ринальди в 1783 году.
Фото с сайта www.www.mariinsky.ru
В нашем городе существует несколько крупных доходных домов, возведенных за счет «русского Мазини». В частности, в 1894-96 годах он застроил усадьбу по теперешней Пушкинской, 8, где появились четырехэтажное главенствующее сооружение, флигель и службы. В 1897-м большой дом и флигель были построены в усадьбе Михайлова на Ярославом Валу, 16. Через два года на его средства построено огромное скандальное здание по Бассейной, 1 и Крутому спуску. Все эти дома проектировал трудолюбивый техник Андрей Краусс, чей значительный задел в нашем городе относят к своеобразному стилевому направлению «киевский ренессанс». Еще одно прибыльное сооружение на углу улиц Владимирской, 40, Ярославова Вала, 2 и Золотоворотской возводил для Михайлова в 1898 году уже упомянутый Александр Кривошеев (несколько лет назад на этом доме была восстановлена оригинальная угловая башенка). Следует подчеркнуть, что бурная строительная деятельность была для певца средством спекулятивного обогащения: дождавшись надлежащей рыночной конъюнктуры, он продавал свою недвижимость с немалой прибылью.
Как видим, дружба с музами не мешала отдельным обеспеченным художникам вносить вклад в застройку киевских улиц. Поэтому старинные доходные сооружения будут ассоциироваться у нас не только со щелканьем счёт, но и с качественной игрой на фортепиано, драматическими монологами, волшебным бельканто.


25-07-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Удивительный стрит-арт В мире полно удивительных вещей, которые существуют и про которые мы не в курсе. В этом видео авторы собрали самые лучшие примеры граффити и уличного искусства со всего мира. Это просто удивляет и восхищает! ...  подробнее 26.10.2018 13:10
 
Самые красивые оперные театры мира ...  подробнее 15.10.2018 21:39
 
Очень крутые офисы ...  подробнее 11.10.2018 20:47
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010