Температура воды    
Информер температуры воды
Информер температуры воды
Информер температуры воды
 
Курс доллара
Средний
НБУ
Приват
Проминвест
Аваль
Ощадбанк
Конвертер
 

Тайны «замка» на Ярославом Валу.

Поднимаетесь ли вы стремительной Прорезной улицей, или шагаете по Ярославову Валу, или любуетесь древним городом со смотровой площадки Золотых ворот - в любом случае ваше внимание обязательно привлечет удивительное сооружение со шпилевым завершением, напоминающее средневековый замок или призрак мечтательного романтика. Его силуэт, пространственное решение, композиция фасада поражают своей необычностью. Можно долго рассматривать его, открывая все новые и новые фантастические детали. Если подойти к арочной подворотне и внезапно взглянуть вверх, то вас напугают два ужасных существа - химеры-охранники, которые будто готовы броситься на вас из-под эркера. Но когда они уже пропустили вас к парадному входу, это означает, что вы желанный гость, - и просто за порогом вас ждет латинское приветствие «Salve»...
Вплотную к этому сооружению пристраивается двухэтажный угловой дом классического стиля, возведенный в середине прошлого столетия. Оба дома составляют общую усадьбу. Обратим внимание на то, что торец «дома-замка» рядом с двухэтажным зданием представляет собой глухую стену. Казалось бы - почему не осветить помещение в верхних этажах, не сделать окна на собственный двор? Другое дело, когда заказчик имел целью впоследствии снести старый дом и развить большой объем вдоль всего фронта участка. Такие случаи поочередной застройки в Киеве случались. Тогда вполне возможно, что за образец композиции действительно был избран замок - скажем, один из французских замков на реке Луаре (в частности, Шомон или Ле-Рео). Там встречаются этакие округлые в плане башни со шпилями, двойные, с башней между ними. Однако этот предполагаемый план не был осуществлен...
Дом по Ярославовом Валу, 1 - яркая архитектурная достопримечательность, важная доминанта в исторической застройке. Но до недавнего времени сведения о нем были крайне скупы. Например, возникла путаница с определением владельца здания. В нескольких изданиях - даже в известном энциклопедическом справочнике «Киев» - можно прочитать, якобы «замком» на Ярославовом Валу владел аристократ и предприниматель барон Магнус-Карл-Александр (Максим) Штейнгель. Но на самом деле документы точно показывают, что барону принадлежал не этот дом, а соседний особняк № 3, в котором сейчас находится посольство Индии.
Так же сомнительными были данные об авторе памятника. К сожалению, все поиски его проекта остались напрасными. Правда, писатель Виктор Некрасов рассказывал, что какая-то бабушка в случайном разговоре объяснила ему, что необычный дом возвел знаменитый Владислав Городецкий. Но какое незаурядное сооружение в Киеве не приписывали Городецкому?... Между тем многие из киевлян успели за многолетнее существование дома побывать здесь, полюбоваться не только фасадом, но и роскошными интерьерами. В частности, когда-то в доме, кроме жилых покоев, находился синематограф «Уникат». В относительно недавние времена на Ярославом Валу, 1 находились все, кто имел отношение к экскурсионному обслуживанию киевлян и гостей города: на первом этаже находился диспетчерский пункт и методический кабинет экскурсионного бюро. Затем в этих помещениях расположился отдел архитектурной керамики Софийского госзаповедника. Его сотрудница Инна Шулежко много чего сумела узнать об истории дома. Так, ей удалось по архивным источникам точно установить дату его возведения: 1896-98 годы. Заказчиком доходного сооружения оказался владелец усадьбы с 1892 года, помещик-шляхтич Михал Подгорский.
Исследовательница попыталась выявить и автора проекта. Цепочка косвенных данных подвела ее к предположению, что дом по Ярославому Валу, 1 проектировал гражданский инженер Валериан Куликовский - строитель расположенного неподалеку сооружения Управления ЮЗЖД. Впрочем, эта гипотеза порождала определенные сомнения. Достаточно сказать, что при возведении дома Подгорского Куликовскому шел уже седьмой десяток, а раньше он в основном использовал привычные мотивы так называемого «кирпичного стиля». Неужели в конце своей строительной деятельности старый зодчий столь радикально обновил творческую манеру?
...Однажды автору этих строк довелось увидеть в городском архиве проектные чертежи дома на Николаевской площади (ныне площадь Ивана Франко, дом занимает «Киевэнерго»). Во время последней войны этот дом был значительно разрушен, отстроили его с упрощением силуэта. Первоначально же его крышу украшали эффектные башни, которые можно увидеть на старом проекте. Присматриваясь к архивному чертежу, я увидел некоторое родство между ним и домом на Ярославом Валу, совпадение отдельных деталей, вообще какой-то очень похожий «почерк». Проект здания на Николаевской площади имел подпись: «проектировал Н.Добачевский. Киев, 1897».
К сожалению, собрать исчерпывающие сведения об архитекторе Николае Николаевиче Добачевском оказалось невозможным. Но некоторые подробности все же открылись на страницах старых документов. Так, выяснилось, что он происходил из дворян Харьковской губернии, учился в Вольской военной прогимназии в Саратове. Затем, в октябре 1880-го, он сдал экзамен в Технико-строительный комитет Министерства внутренних дел и получил свидетельство на право «производить постройки зданий и вообще заведовать работами по гражданской строительной и дорожной части ..., которое, впрочем, не дает права именоваться в Российской империи инженером или архитектором». С этим свидетельством Добачевский отбыл ... в Панаму. Как раз в то время начиналось строительство знаменитого канала, и это позволяло молодому специалисту приобрести уникальный опыт. Россиянин обнаружил достаточные возможности для того, чтобы правительство Колумбии (Панама тогда входила в Колумбийскую федерацию) в сентябре 1883 года отметило его званием гражданского инженера.
Вскоре Добачевский вернулся на родину. Здесь он также неплохо себя зарекомендовал. Даже получил за строительные заслуги подарок от царской семьи - золотые запонки с бриллиантами и сапфирами. Некоторое время «иностранный инженер» Николай Добачевский работал в далекой Иркутской губернии. Оттуда в начале 1892 года 32-летний инженер переехал в Киев. В нашем городе его профессиональные возможности быстро получили надлежащую оценку. Он получил несколько значительных заказов. В частности, известный домовладелец Фридрих Михельсон поручил ему расширение доходного комплекса по нынешней Пушкинской, 35-37. Но самой престижной оказалась победа Добачевского на конкурсе планов Сельскохозяйственной и промышленной выставки 1897 года в Киеве. Выставка должна была создать целый городок на склонах Черепановой горы (где главная спортивная арена столицы). В феврале 1896-го председатель Киевского общества сельского хозяйства князь Николай Репнин заключил с Добачевским соглашение, согласно которому последнему поручалось разработать проект планировки выставочной территории, чертежи всех павильонов, а также управлять их возведением.
Как видим Николай Добачевский работал в Киеве как раз тогда, когда возводился дом Подгорского на Ярославом Валу, 1. К тому же Михал Подгорский был известным аграрием, лесоводом, рыбоводом. Он принимал активное участие в выставке 1897 года, даже получил золотую медаль. Поэтому его знакомство и деловые отношения с главным строителем выставки были вполне возможными. Но ...
Но делать истинную атрибуцию авторства на основании самих предположений - дело очень неопределенное. Похожий «почерк» или вероятное знакомство с домовладельцем является только дополнительными аргументами. Они должны опираться на конкретное, документальное свидетельство того, что Подгорский действительно был заказчиком Добачевского. Иначе любой вывод может лопнуть, как мыльный пузырь.
И вот в областном архиве просматриваю дело «О привлечение Николая Добачевского к ответственности за именование себя не принадлежащим ему званием инженера». Дело это открыл руководитель строительного дела в Киевской губернии - губернский инженер Владимир Бессмертный. Это был талантливый архитектор, выдающийся специалист, но страшный буквоед. Он возмутился тем, что в некоторых официальных документах к Добачевскому обращались как к инженеру, когда его вышеупомянутое свидетельство этого не предусматривало.
Началось следствие. Добачевский очень обиделся. Он пояснил, что никогда не называл себя «русским инженером», а право именоваться «иностранным инженером» предоставил ему колумбийский патент. В апреле 1896-го его объяснения были закреплены протоколом, к которому Добачевский добавил отдельное письмо. И в этом письме мы читаем следующее: «Присовокупляю, что на звание русского инженера нисколько не претендую, ибо звание, которым себя именую, есть почетное, приобретенное за заслуги на работах. В течение пятнадцатилетней строительной практики я завоевывал себе всюду положение исключительно работой ... Мои клиенты гг. Подгорский, Михельсон, Ханенко, Киевское общество сельского хозяйства и др. обращаются ко мне не потому, что я именуюсь инженером (они насчет моих прав не находятся в заблуждении), а вследствие убеждения в моих знаниях и безусловно добросовестном отношении к доверяемым мне делам...». Следовательно, именно в 1896 году Добачевский называет Подгорского своим клиентом! На всякий случай я поинтересовался другими киевскими домовладельцами по фамилии Подгорский, но у одного из них в это время (да и в другие года) не появлялось таких зданий, которые архитектор мог бы привести в доказательство своих выдающихся способностей. Таким образом, к косвенным доказательствам того, что именно Николай Добачевский проектировал дом Подгорского, прибавилось главное - архивный источник.
Но приходится признать, что дальнейшая строительная карьера талантливого зодчего в нашем городе была сломлена. Тогда же, в апреле 1896 г., заведующим строительного отдела Киевской выставки назначили... Владимира Бессмертного. Теперь Добачевский должен был выполнять указания того, кто нанес ему такой жестокий удар. Вскоре Бессмертный сделал так, что проектирование отдельных павильонов для выставки поручили большой группе киевских зодчих. На «пайку» Добачевского пришлось разве что устройство птичника для водоплавающих. Между тем в Россию поступали подробности грандиозной аферы, которую разоблачили во время строительства Панамского канала и которая дала сатирическое значение слову «Панама». Недоброжелатели в Киеве смеялись по поводу «панамских заслуг» Николая Николаевича. Конечно, такая атмосфера не годилась для творческой работы. Дом на Николаевской площади является последней из известных мне киевских сооружений Добачевского. После 1898 года его имя не встречается ни в местных документах, ни в справочниках. Очевидно, он уехал из Киева - или, может, вообще покинул Россию? Следы затерялись...
А незаурядное сооружение Добачевского по Ярославому Валу, 1 (кажется, я уже имею право это утверждать) так и осталось в первоначальном объеме. В 1899-м Михал Подгорский умер, и его огромные имения на Киевщине и Волыни перешли к многочисленным наследникам. Затем усадьбу на Ярославом Валу приобрел дворянин Карл Ярошинский. Некоторое время (в 1916-18 годах) ею владел знаменитый «сахарный король» Лев Бродский. В советское время дом был национализирован, до сих пор он сохранился в несколько упрощенном декоративном убранстве. Но это сооружение все равно остается прекрасным образцом архитектурной романтики, чуть ли не первой «ласточкой» киевского модерна.


27-08-2013

Обсудить с читателями 


Читайте также:





Другие рубрики сайта:

    - Архитектурная мозаика
    - Книжная полка
    - Лента закона
    - Стоит задуматься
    - Удивительное рядом
    - Улыбнемся



 

 
 
 
 
 
Охтень Татьяна Леонидовна

 Частный нотариус
 Свидетельство № 5332

 01034, г.Киев, ул. О.Гончара, 40

Время работы:
  Пн.- Пт. с 10-00 до 17-00;
  Сб.,Вс.- по договоренности.

  Тел.:
     044 235-20-35
     050 331-66-81
     093 288-02-07

  E-mail:tatokhten@rambler.ru
 
 
Оценка недвижимости
 
  Гоцманюк Александр
  Александрович
 
  Свидетельство
  МФ №6587 от 13.12.2008 г.

  Тел.:
     044 278-10-18
     093 538-28-58

 

Белый город. Архитектура Баухауса в Тель-Авиве Тель-Авив - Белый город всемирного наследия ЮНЕСКО и «Столица средиземноморского кайфа». Гостиницы и пабы на набережной Средиземного моря - с офисами деловых и технологических центров. Тель-Авив похож на Манхеттен, Бердичев и...  подробнее 14.08.2017 17:43
 
Хазар Острова в Азербайджане Как сообщает AZE.az, Хазар Острова в Азербайджане это архипелаг искусственных островов, на каспии, на которых предполагается создать современный комплекс. Масштаб планируемой инвестиции делает проект, что называется «новым Дубаем» или «Венецией Кавказа». ...  подробнее 17.07.2017 16:29
 
Как шведы строят новое жилье . Они совершенно нерационально используют землю. Вместо того, чтобы построить 30-этажные башни-муравейники, они строят 5-7 этажные дома. Всё у них не как у людей. Во-первых, они совершенно нерационально используют землю. Вместо того, чтобы построить...  подробнее 03.07.2017 15:18
 
(C) Мастер недвижимости «Янус», 2010